Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


АБХИДХАРМА

АБХИДХАРМА
АБХИДХАРМА (санскр. — высшее Законоучение), в Малой колеснице буддизма: 1) отдел знаний по теории дхармо-частиц, психологии, космологии и т. д., примерно соответствующий объему понятия философии в античной культуре; 2) особый аналитический метод изложения и систематизации, характерный для книг третьей корзины канона (Трипитаки), комментариев к ним и постканонических трудов, называемых абхидхармической литературой. В обоих значениях Абхидхарма применима ко всем сферам религиозного опыта. Например, в отношении нравственности, природы ее загрязнения и очищения анализировались и описывались дхармо-частицы сознания, благоприятствующие освобождению от страдания и неблагоприятствующие ему, а затем давались конкретные решения этического свойства. Аналогично поступали с причинно-следственными отношениями и т. д. Первоначально Абхидхарма представляла собой раннюю экзегетику Слова Будды (Дхармы) со свойственным ей поиском средств и приемов хранения, передачи, истолкования колоссального устного наследия. В их основе лежали не только различные техники запоминания материала, но и медитативная практика, в сеансах которой осуществлялись советы по преобразованию внутреннего мира и давались установки по изменению моделей поведения монахов. В этом смысле Абхидхарма — это и система понятий и методов, изучаемая каждым буддистом в качестве базового образования. В буддийских учебных заведениях прошлого и настоящего обязательны классы и факультеты по этому предмету. Здесь проходили теорию и практику философской полемики, разрабатывалась теория источников достоверного знания и т. д. В махаяне это комплексное знание способствовало становлению буддийской логики и эпистемологии. В. П. Андросов.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009