Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


АРХИПОВ Абрам Ефимович (1862-1930)

АРХИПОВ Абрам Ефимович (1862-1930)
АРХИПОВ Абрам Ефимович (1862-1930), российский живописец, народный художник России (1927). Передвижник. Пленэрные лирические жанрово-пейзажные полотна ("По реке Оке", 1890), картины тяжелой трудовой жизни народа ("Прачки", 1890-е гг. и 1901), мажорные по цвету фигуры крестьянок ("Девушка с кувшином", 1927). * * * АРХИПОВ Абрам Ефимович [15 (27) августа 1862, деревня Егорово, ныне в Рязанской области — 25 сентября 1930, Москва], русский художник. Яркий представитель позднеимпрессионистической живописной традиции с характерным для "Союза русских художников" доминирующим интересом к сельской, "почвенно"-бытовой теме. По курсу передвижников. Выходец из крестьянской семьи, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877-83 и 1886-88) у В. Г. Перова и В. Д. Поленова, а также в петербургской Академии художеств (1884-86). Жил и работал преимущественно в Москве. С 1902 неоднократно совершал поездки на север России, к Белому морю, чутко впитывая впечатления тамошней жизни, сохранившей свой средневековый уклад. Был членом Товарищества передвижников (с 1891) и "Союза русских художников" (с 1904). Ранние произведения Архипова ("Пьяница", 1883; "Деревенский иконописец", 1889; обе в Третьяковской галерее) — типичные передвижнические бытовые жанры, в которых нарастает его самобытный, темпераментный дар колориста. Усваивая попутно и опыт импрессионизма, молодой мастер учится проникновенно передавать цветом атмосферу, глубинный дух сюжета. Цветовая экспрессия достигает предельной остроты в его знаменитых "Прачках" (варианты 1890-х и 1901 годов, Русский музей и Третьяковская галерея) — картина эта прекрасна своими палево-фиолетовыми тональностями, но одновременно беспросветно трагична как образ глухого социального тупика. Неизменно более мажорны у него сюжеты деревенской и провинциальной жизни (к примеру, в картинах "Радоница" ("Перед обедней", 1892), Русский музей; "Северная деревня", 1902, Третьяковская галерея), проникнутые чинным ладом размеренного, устоявшегося бытия. Фигуры крестьян предстают у художника средоточиями красочной природной стихии. Воздухом и светом наполнены пейзажи, тесно связанные с фигурами либо обретающие самостоятельное значение. Вольница красок. После 1917 манера и тематика картин Архипова не претерпели существенных изменений. Своим широким, темпераментным мазком он по-прежнему писал старую русскую деревню, чьи мотивы, однако, на фоне революционных преобразований, крушивших прежний уклад, обретали все более ностальгический оттенок. Произведения этого периода, впрочем, чаще внешне оптимистичны, а не печальны: архиповские поселяне (в том числе особо популярная "Девушка с кувшином", 1927, Третьяковская галерея) порой воспринимались публикой и критикой как воплощение России, героически принявшей революцию. Героика и внутренняя тревога, ощущение того, что "его натура уходит" здесь обычно нерасторжимы. В 1924 художник вступил в АХРР, войдя в круг тех "стариков"-традиционалистов, на авторитет которых любили ссылаться противники авангарда, призывая следовать "заветам передвижников". Наследие Архипова, однако, отнюдь не укладывается в узкопартийные рамки. Его сочная импрессионистическая манера письма, собственный стиль мастера, а также авторитет педагога (он был профессором МУЖВЗ с 1892, имея среди учеников А. М. Герасимова и С. В. Герасимова), способствовали закреплению той сферы живописной свободы, красочной "вольницы", которая, хоть и идеологически стесненная, сохранялась даже в самые суровые годы. К тому же тесная связь с сельской "почвой", поморской и среднерусской глубинкой выдвинули его в число основоположников особой "деревенской" линии русской живописи, лидером которой позднее стал А. А. Пластов. М. Н. Соколов.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009