Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977)

АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977)
АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977), православный богослов и философ. С 1920 в эмиграции, до 1944 преподавал богословие и русскую литературу в Кенигсберге, с 1948 в США. С 1927 участвовал в экуменическом движении, подчеркивая (вслед за А. С. Хомяковым) идею соборного спасения и раскрывая духовную традицию Восточной церкви. * * * АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич [16 (28) мая 1888, Стокгольм — 18 декабря 1977, Нью-Йорк], российский религиозный философ, литератор. Родился в семье дипломата. Окончил в 1910 историко-филологический факультет Московского университета, стажировался в университетах Германии. Серьезное влияние на Арсеньева оказало творчество Вл. Соловьева, С. Трубецкого, С. Булгакова. Его религиозно-метафизическая ориентация нашла отражение в ряде работ: "В исканиях абсолютного Бога" (1910), "Плач по умирающем Боге" (1912) и др. С 1914 — приват-доцент Московского университета, участвовал в Первой мировой войне (1914-16). Примыкал к октябристам, с энтузиазмом встретил Февральскую революцию, поддерживал Временное правительство (О нашем временном правительстве, о свободе и порядке в защите родины. М., 1917). В 1918-20 — профессор Саратовского университета. Эмигрировал в марте 1920. С 1920 по 1944 преподавал в Кенигсбергском и Варшавском (1926-38) университетах. В 1945 Арсеньев переезжает в Париж, а с 1948 — профессор Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Арсеньев был сторонником экуменизма, участвовал в католических конгрессах, в 1964 был представлен папе Павлу VI. Активно сотрудничал в бердяевском религиозно-философском журнале "Путь" ("Об избыточествующей жизни. Мистика и Церковь". №3; "Пессимизм и мистика в древней Греции", №6; "Современные течения в католичестве и протестанстве в Германии", №1; "Религиозное движение молодежи в Германии", №23; "Движение к единению христианских церквей и проблемы современного мира", №31 и др.). Восприняв, развитую в русской религиозной метафизике (славянофилы, С. Трубецкой), идею "соборности" как важнейшую характеристику православного духовного опыта, Арсеньев всегда видел в ней суть культурно-исторического дела Церкви. Отстаивая значение мистической традиции в христианстве, он выступал против различных форм мироотречного пессимизма, доказывая, что именно путь христианской мистики ведет к их решительному преодолению. Вслед за С. Трубецким Арсеньев был склонен видеть глубокую связь христианства с предшествующей античной метафизикой. Значительное место в его творчестве занимают проблемы религиозной эстетики, которые рассматриваются в русле характерного для русской религиозно-метафизической мысли утверждения единства Красоты, Истины и Добра. Эти же принципы определяют и общее понимание Арсеньевым истории культуры (О красоте в мире. Мадрид, 1974; Из русской культурной и творческой традиции. Франкфурт, 1959; О духовной традиции и о разрывах в истории культуры // Грани. Мюнхен, 1953. №20 и др. работы). В. В. Сербиненко.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009