Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


АПДАЙК Джон (р. 1932)

АПДАЙК Джон (р. 1932)
АПДАЙК (Updike) Джон (р. 1932), американский писатель. Социально-психологическая и ироническая проза (рассказы, пов. "Ферма", 1965; тетралогия "Кролик, беги", 1960, "Кролик исцелившийся", 1971, "Кролик разбогател", 1981, "Кролик успокоился", 1990) о попытках искупления современной бездуховной жизни и обретении "средним американцем" нравственных опор жизнестойкости и доброй воли. Мифологический роман "Кентавр" (1963) о бессмертии добра и трагедийности его судеб; "роман идей" о религиозной вере "Версия Роджера" (1986). * * * АПДАЙК (Updike) Джон Хойер (18 марта 1932, Шиллингтон, шт. Пенсильвания), американский писатель; прозаик, эссеист, поэт. Получил образование в Гарвардском университете и Оксфорде, в 1955-57 работал в "Нью-Йоркере",одном из самых престижных литературных журналов США. Характеризуя собственное творчество в многочисленных интервью (они собраны в книге "Разговоры с Джоном Апдайком", 1994) и критических статьях, нередко представляющих собой автокомментарий (сборники "Подобранные заметки", 1975; "Гребу вдоль берега", 1983), Апдайк обычно называет своими учителями Дж. Джойса, Х. Л. Борхеса, В. В. Набокова и соотносит свои произведения с модернистской эстетической традицией. Художественное кредо. Романам и рассказам Апдайка присущи изощренность повествовательных ходов, активное использование мифологических параллелей, завуалированных литературных реминисценций, внутреннего монолога, контрапункта и других художественных решений, отличающих литературу 20 в. Однако у него сложность композиции не становится самоценной и орнаментальной. По убеждению Апдайка, "смысл поиска новой формы, новой структуры романа всегда в том, чтобы по-новому выразить, в сущности, одни и те же неумирающие сюжеты". Важнейший из "вечных" сюжетов для Апдайка — поиски неэфемерных ценностей во времена духовной и нравственной апатии, которая, на его взгляд, характеризует современную жизнь, и стремление героев найти объяснение и оправдание собственной жизни, чаще всего несложившейся, обезображенной атмосферой "грубо материального мира", до большей или меньшей степени подчиненной принятым в нем стереотипам социального поведения. Наиболее полно и художественно убедительно эта проблема воплощена в романе "Кентавр" (1963). История провинциального школьного учителя, каким был и отец Апдайка, соотносится с сюжетом героического мифа о кентавре Хироне, олицетворяющем "высший мир вдохновения и добра". Однако герой, устремленный к "возвышенному", оказывается пленником "мира грязи, стяжательства, сумерек", и его душевные порывы, как правило, остаются неосуществленными. Главная тема. Начиная с первых произведений, для Апдайка стали типичными мотивы медленного, но необратимого измельчания личности, упадка и оскудения ее духовного потенциала, кризиса веры, подменяемой безразличием или нигилизмом. Чаще всего эти мотивы соотносятся в его творчестве с изображением судеб обывателей, добившихся материального благоденствия, однако преследуемых смутным ощущением бесцельности своей внешне обустроенной жизни и стремящихся разнообразить пустоту бесцветной будничности посредством всевозможных суррогатов (беспорядочные любовные связи, наркотики и т. п.) интенсивного, яркого существования. Сочетание ярких сатирических красок с ностальгической тональностью, которую создает нескрываемое сочувствие автора своим персонажам (для него они прежде всего жертвы времени, хотя писатель и не снимает с них ответственности за шаткость этических понятий), помогло Апдайку создать многогранную картину жизни "среднего американца" 1950-70-х годов. Тетралогия о Кролике. Наиболее важны в этом отношении романы "Супружеские пары" (1968) и особенно тетралогия, десятилетие за десятилетием воссоздающая перипетии судьбы заурядного провинциала, который школьником блистал на баскетбольной площадке, затем стал продавцом мебельного магазина и, наконец, средней руки бизнесменом ("Кролик, беги", 1960; "Кролик исцелился", 1971; "Кролик разбогател", 1981; "Кролик успокоился", 1990). Герой этого цикла романов, лишенный собственной позиции, бездумно перенимает те веяния, которые, сменяя друг друга, поочередно доминируют в американской социальной жизни: он человек, порабощенный мифологией "общества потребления", в котором вульгарное преуспеяние объявлено высшим идеалом, затем свидетель и невольный участник молодежного движения 1960-х годов и энтузиаст "сексуальной революции", хотя так и не обретший истинной свободы от нравственных табу и презрения к чувству собственности. Разбогатев, он перенимает крайне консервативные, официозные взгляды, смертельно опасается любой, даже мифической угрозы своему житейскому благополучию, однако все так же томим сомнениями в истинности ценностей, выбранных им для себя. В последнем посвященном ему романе герой одинок, его жизнь бесцельна, а смерть лишена какой бы то ни было одухотворенности. Для Апдайка этапы этой эволюции совпадают с основными вехами исторической жизни Америки второй половины 20 в. Цикл романов о Кролике явился одним из важных художественных обретений послевоенного американского романа, который обращен к созданию хроники времени, постигнутого и запечатленного в его социальных конфликтах, впрямую затрагивающих судьбы и формирующих мирочувствование миллионов рядовых людей. А. М. Зверев.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009