Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ (ок. 1111-74)

АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ (ок. 1111-74)
АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ (ок. 1111-74), князь владимиро-суздальский (с 1157), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово. * * * АНДРЕЙ Юрьевич БОГОЛЮБСКИЙ (около 1111 - 29 июня 1174), князь владимиро-суздальский и великий князь киевский (с 1157). Старший сын Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы. Женат первым браком на дочери первого владельца Москвы Стефана Ивановича Кучки, а вторым на пленнице, привезенной из похода 1164 года на Волжско-Камскую Булгарию. Детей, по-видимому, не имел. Начало княжения. В 1149 Андрей получил от отца в держание Вышгород, но через год был переведен в западнорусские земли, где держал города Туров, Пинск и Пересопницу. В 1151 он с согласия отца вернулся в родную суздальскую землю, где, видимо, имел удел (Владимир-на-Клязьме). В 1155 вновь был переведен в Вышгород, откуда вопреки отцовской воле бежал во Владимир-Залесский, увезя с собой икону Богородицы, написанную, по преданию, евангелистом Лукой (образ Владимирской Богоматери). После смерти Юрия Долгорукого в 1157 Андрей унаследовал киевский великокняжеский престол, но в Киев, несмотря на обычай, жить не поехал. Тогда же он был избран князем ростовским, суздальским и владимирским. Опираясь на своих "милостников" (слуг), в 1162 Андрей изгнал из пределов ростово-суздальской земли не только своих родственников, но и отцовскую дружину. Одновременно он перенес столицу из Суздаля во Владимир, а свою резиденцию - в Боголюбово-на-Нерли (по которому и получил свое прозвище). Отношения с церковью. Около 1160 Андрей предпринял первую в истории Руси попытку разделить русскую церковь на две митрополиии. Он обратился с просьбой к константинопольскому патриарху учредить во Владимире вторую митрополию, независимую от киевской, но просьба эта была отвергнута. В 1168 Андрей посылает суздальского игумена Феодора на большой собор в Киев с целью добиться смещения митрополита Константина. Не найдя поддержки у русских епископов, Феодор направился в Константинополь, надеясь уговорить патриарха назначить митрополитом себя, однако добился лишь поставления ростовским епископом. В 1169 у Андрея Боголюбского возник конфликт с неуживчивым и честолюбивым Феодором, который закончился тем, что князь выдал епископа на суд митрополита в Киев, где Феодор был казнен по обвинению в ереси. Культура при Андрее Боголюбском. В годы его правления во Владимире и пригородах развернулось широкое строительство: в 1164 были построены Золотые ворота (подобно киевским, константинопольским и иерусалимским), город-замок Боголюбово, а также ряд храмов, в т. ч. знаменитые Успенский собор (1158-61), Покрова-на-Нерли (1165), Рождества Богородицы в Боголюбове (1158-65). По мнению ряда исследователей, Андрей Боголюбский стремился освободиться от византийского влияния на Руси. Он, в частности, приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя были учреждены праздники Спаса (1 августа) и Покрова пресвятой Богородицы (1 октября). В ночь с 29 на 30 июня 1174 Андрей был убит в Боголюбове группой заговорщиков из своего ближайшего окружения. Первоначально был погребен во Владимирском храме Успения Богородицы; позднее останки неоднократно переносились. В 1934 погребение Андрея Боголюбского было обследовано и идентифицировано археологами и антропологами; по черепу найденному в захоронении, скульптору и антропологу М. М. Герасимову удалось воссоздать уникальный скульптурный портрет князя. Литература: Погодин М. Князь Андрей Боголюбский // Журнал Министерства народного просвещения. 1849. Ч. 14. Воронин Н. Н. Андрей Боголюбский и Лука Хризоверг: Из истории русско-византийских отношений XII в. // Византийский временник. М., 1962. Т. 21. Повесть об убиении Андрея Боголюбского / Подгот. текста, пер. и коммент. Колесова В. В. // Памятники литературы Древней Руси: XII век. М.: Худож. лит., 1980. С. 324-337. Костомаров Н. И. Князь Андрей Боголюбский // Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Книга, 1990. Кн. 1. С. 71-96. Данилевский И. Н. "Хотя самовластец быти..." // Знание-сила, 1993. №6. И. Н. Данилевский. * * * Статья Т. Л. Сухарева "Андрей Боголюбский" из "Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона" (1911–16): АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ, князь, второй сын Юрия Долгорукого. Род. ок. 1110. До 35 лет прожил в Ростово-Суздальской земле, где и женился (после 1130) на дочери богатого боярина Кучки, владельца берегов р. Москвы. Когда между Юрием Долгоруким и его племянником Изяславом Мстиславичем началась упорная борьба из-за Киева, в которой приняли участие почти все русские князья, А. Б. явился лучшим помощником Юрию. Он сразу выделился боевою удалью, осмотрительностью, умением разбираться в сложных обстоятельствах, сдерживать себя и выказывать миролюбивую уступчивость после упорного и горячего боя. Первое его выступление было вместе со старшим братом Ростиславом в 1146 против Изяславова союзника Ростислава рязанского, который и был изгнан из его стольного города. Когда в 1149 Юрий победил Изяслава и занял Киев, А. Б. получил от него Вышгород, в семи верстах от Киева. В качестве вышгородского князя он участвовал в походе Юрия в удел Изяслава — Волынскую землю, где едва не погиб при осаде Луцка. При выдающейся храбрости А. Б., однако, "не величав (был) на ратный чин". После осады Луцка он немедленно согласился на просьбу Изяслава быть посредником между ним и Юрием и способствовал заключению мира. Мир этот оказался непрочным. В 1150 Изяслав изгнал Юрия из Киевской земли и двинулся на старшего его сына Ростислава, сидевшего в Переяславле. А. Б. пришел на помощь Ростиславу, и Изяславу не удалось взять Переяславль. Когда Юрий вторично в том же году захватил Киев, А. Б. получил от отца города, пограничные с Волынью: Туров, Пинск, Дорогобуж и Пересопницу. А. Б. сел в Пересопнице и снова выступил в качестве посредника и примирителя между враждующими сторонами. Изяслав прислал к нему послов с просьбою ввести его "в любовь к отцу"; но Юрий не принял мира. Изяслав призвал на помощь угров и в третий раз сел в Киеве. Юрий с А. Б. удалился в Городец Остерский, а в следующем 1151 выступил опять против Изяслава. При р. Руте А. Б. показал ту же боевую удаль, что и под Луцком. Когда победа осталась на стороне Изяслава, А. Б. ушел в Суздальскую землю. Юрий, вопреки уговорам сына, продолжал борьбу и в союзе с князьями рязанскими, муромскими, северскими и половцами совершил поход на Чернигов. А. Б. на этот раз отличился тем, что сам водил дружину на приступы, показав пример союзным князьям. На выручку Чернигову явился Изяслав, и поход Юрия кончился неудачей. В 1154 Юрий совершает поход на Муромскую область, изгоняет ее князя Ростислава и передает ее А. Б. Ростислав отправляется к половцам и в том же году нападает врасплох вместе с ними на А. Б., который "об одном сапоге" едва спасся бегством в Суздаль. Когда в 1155 Юрий окончательно утвердился в Киеве, А. Б. вторично получил Вышгород. Но ему по-видимому надоели нескончаемые бесплодные войны за Киев. Отцу было уже 70 лет. При множестве соискателей А. Б. не мог надеяться на получение Киева, который хотел передать ему Юрий. А. Б. милее была земля Суздальская, и он против воли отца, тайно от него в том же году ушел из Вышгорода, взяв с собою оттуда высокочтимую святыню, икону Божией Матери, писанную, по преданию, св. Лукою. Сохранилась легенда, что, когда везли икону, конь остановился в 11 верстах от Владимира. Сочтя это особым знамением, А. Б. на месте остановки заложил село Боголюбово, которое сделалось любимым его местопребыванием и дало ему в истории прозвание Боголюбского. Отсюда он распоряжался Русскою землею; сюда приходили к нему союзные и подвластные ему князья со своими полками, которые он направлял по своему усмотрению. В 1157 Юрий умер. Ростовцы и суздальцы, целовавшие по его требованию крест младшим его сыновьям Михаилу и Всеволоду, призвали на княжение к себе А. Б. "занеже бе любим всеми за премногую его добродетель". А. Б. сразу проявляет свой властный характер и свое определенное стремление быть самодержавным и единодержавным. Он немедленно изгоняет своих младших братьев и детей умершего старшего брата Ростислава из Суздальской земли, и никому потом, даже детям, не дает уделов в своей области. Он устраняет от себя даже старых бояр отцовских, "хотя самовластец быти всей земли Суздальской". Эти его действия отвечали интересам земли, не желавшей дробления, которое всегда являлось источником политической слабости и внутренних смут. Стольным городом он избрал пригород Владимир-на-Клязьме, сам оставаясь в своем Боголюбове. Этим он ослабляет значение веча и бояр старших городов. В новом месте его окружают новые люди, им самим избранные и потому всегда готовые исполнять его волю. Владимир дан был ему отцом в удел, когда он был еще молодым. Он привык к этому городу и чувствовал себя здесь свободнее. К тому же Владимир занимал выгодное географическое положение, так как благодаря Клязьме и Оке из него удобнее было сноситься с Киевом и всей южной Русью. А. Б. старается возвысить Владимир, сделать из него второй Киев. В 1158 он заложил каменную церковь Успения Божией Матери, не пожалев средств на ее украшение. Он расширил крепость города и, в подражание Киеву, построил двое ворот — Золотые и Серебряные. Так как Суздальская область была новой по сравнению с другими, укреплялась и расширялась путем колонизации в землях чужих и языческих, то постройка церквей имела громадное значение и возвышала всю область. А. Б. строит великолепный храм Рождества Богородицы в Боголюбове, строит церкви в Ростове и других городах с особою пышностью и великолепием, призывая для этого заграничных мастеров. В 1162 он делает попытку основать особую митрополию во Владимире, имея своего кандидата в митрополиты. Получив отказ от Константинопольского патриарха, он сделал этого кандидата епископом Ростовским, заставив его жить во Владимире. Этот епископ Феодор не хотел признавать митрополита Киевского, выразив тем самым стремление свое и своего князя к автокефальности суздальской церкви. Однако Феодор был отдан князем на суд митрополита и подвергся жестокой казни. В 1164 А. Б. ходил войною на камских болгар, взял их город Бряхимов и сжег три других города. Он подчинил себе князей рязанских, стремился к подчинению Новгорода и Киева, начиная с первого. Уже в 1160 он шлет к новгородцам послов со словами: "Будь вам ведомо: хочу искать Новгорода добром и лихом". Новгородцы после этих слов изгоняют от себя сына киевского князя — Святослава Ростиславича — и принимают к себе в князья Андреева племянника Мстислава. В следующем 1161, помирившись с отцом Святослава Ростиславом киевским, А. Б., по уговору с ним, против воли Новгорода посадил там Святослава. В 1167 Ростислав киевский умер. Старшими из Мономаховичей были сын Мстислава Великого Владимир и А. Б. На юге северных князей не любили, а Владимир был слишком слаб, чтобы занять великое княжение. Киев был занят с общего согласия народа и южных князей отважным сыном Изяслава Мстиславича Мстиславом волынским. Не получив от него никакой награды за уступку ему первенства, южные князья обиделись и были готовы интриговать против него. А. Б. было досадно, что ненавистный ему Мстислав, младший князь, будучи слабее его, занял великое княжение. Вслед за этим обида пришла и со стороны Новгорода: новгородский стол был занят малолетним сыном Мстислава Романом, и фактически князем являлся там все тот же Мстислав, который не давал А. Б. распоряжаться в Новгороде. Убедившись, что многие южные князья будут на его стороне, А. Б. решился на разгром Киевской области. В 1169 он двинулся с огромной ратью против Мстислава. К ополчению А. Б. присоединились 11 князей. Мстислав затворился в Киеве; киевляне, из любви к сыну Изяслава, мужественно встретили врагов, в первый раз согласившись выдержать осаду. После трехдневного боя Киев был взят "на щит" и отдан на беспощадное разграбление; был зажжен даже Печерский м-рь. А. Б. сделался великим князем, но Киев отдал младшему своему брату Глебу, а сам остался на севере, во Владимире и в своем Боголюбове. Этот поступок А. Б. является событием величайшей важности, с которого начался на Руси новый порядок вещей. Княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение; впервые мелькнула мысль придать этому старшинству авторитет верховной власти. Киев по-прежнему остался старейшим, богатейшим и лучшим русским городом, но идея единства и центра земли теперь воплотилась не в нем, а в великом князе. Этот князь сделался силою, независимой от места и традиций. Сознание своей силы побуждает А. Б. переменить обращение со слабейшими, младшими князьями. Родовые отношения князей рушатся; нарождаются новые, государственные. Лично А. Б. сумел захватить в свои руки власть почти над всеми своими братьями. Его равно слушались и Киев, и Новгород, и Ростов, и Суздаль, и Владимир, и князья смоленские, полоцкие, волынские и др. А. Б. раздавал и передавал князьям города по своему усмотрению, не считаясь ни с правами князей, ни с правами городов. Князья поняли, что А. Б., как выразился Мстислав Ростиславич, хочет сделать младших князей подручниками великого князя. Раньше княжеская волость была временным, очередным владением того или другого князя; А. Б., оставшись в Суздальской области, придал ей характер личного, неотъемлемого достояния одного князя, выделив ее из круга областей, обретаемых по праву старшинства. После взятия Киева А. Б. нашел предлог и для наказания Новгорода. У двинских данщиков Новгорода произошло столкновение с суздальскими, причем первые одержали верх и даже взяли дань с суздальских подданных. А. Б. двинул на Новгород под предводительством сына своего Мстислава огромную рать из ростовцев, суздальцев, смолян, полочан, рязанцев и муромцев. Войско это новгородцы, сделавшие 25 февраля 1170 вылазку, разбили наголову и обратили в бегство, захватив так много пленных, что потом суздальцы продавались ими по "ногате" за человека, т.е. втрое дешевле овцы. При отступлении суздальское войско потерпело еще и громадный урон от голода. Неурожай хлеба в этом году заставил новгородцев смириться, после того как А. Б. остановил подвоз хлеба из своего княжества. Роман Мстиславич был изгнан, и в Новгороде сел князь от руки А. Б.- Рюрик Ростиславич. В 1171 умер Глеб. А. Б. посадил в Киеве одного из смоленских князей, Романа Ростиславича, трое братьев которого сидели по городам около Киева. Вскоре А. Б. донесли, что брат его Глеб умер от руки убийц из киевских бояр. А. Б. потребовал их наказания, но Ростиславичи; считая донос неосновательным, не послушались. Тогда А. Б. послал сказать Роману: "не ходишь в моей воле с братьями своими: так ступай вон из Киева, Давид из Вышгорода, Мстислав из Белгорода; ступайте все в Смоленск и делитесь там, как хотите". Роман повиновался, но Рюрик, Давид и Мстислав решились на борьбу с А. Б. Они захватили Киев, изгнав оттуда Андреева брата Всеволода, и посадили в нем Рюрика. Другой брат А. Б., Михаил, стесненный Ростиславичами в Торческе, согласился быть заодно с ними. Узнав об этом, А. Б. приказал Ростиславичам, чтобы Рюрик шел в Смоленск в свою отчину, а Давид и Мстислав, как зачинщики, совсем выходили из русской земли. Мстислав за такие речи велел остричь Андрееву послу бороду и голову и отпустил его с такими словами: "скажи от нас своему князю: мы до сих пор почитали тебя как отца, но если ты не устыдился говорить с нами как с твоими подручниками, людьми простыми, забыв наш княжеский сан, то не страшимся угроз, исполняй оныя,— Бог нас рассудит". А. Б. немедленно собрал до 50 тыс. войска и велел Рюрика и Давида выгнать из их отчины, а Мстислава живым привести к нему. В войске А. Б., кроме суздальцев, были муромцы, рязанцы и новгородцы; по пути, хотя и поневоле, присоединились смоляне, а затем князья черниговские, полоцкие, туровские, пинские и городенские. Но так как среди войска не было единодушия и ничто не воодушевляло его, кроме капризной воли великого князя, то все огромное ополчение обратилось в бегство после осады Вышгорода, обороняемого Мстиславом. Только начавшиеся смуты среди южных князей заставили Ростиславичей менее чем через год опять вступить в переговоры с А. Б. и просить у него Киева для Романа. А. Б. велел немного подождать ответа, но отвечать ему уже не пришлось. Ночью 28 июня 1174 он был убит в Боголюбове своими приближенными, среди которых было много недовольных его строгостью. Шурин его Яким Кучков, мстя ему за казнь брата, объединил недовольных. Заговорщики в числе 20 человек вломились в спальню князя и напали на него. А. Б. хотел схватиться за меч, но княжеский ключник Анбал, примкнувший к заговорщикам, заблаговременно убрал его. Несмотря на свой преклонный возраст, князь еще был силен и даже безоружный оказал сопротивление. "Горе вам, нечестивые! — воскликнул он,— зачем уподобились Горясеру (убийце Бориса)? Какое зло я сделал вам? Если кровь мою прольете, Бог отмстит вам за мой хлеб". Наконец, он упал под ударами. Заговорщики, думая что князь мертв, взяли тело своего товарища, нечаянно убитого во время схватки, и хотели удалиться, но вдруг услышали стон. А. Б. поднялся и пошел под сени. Они воротились и добили его. Утром был убит ими княжеский любимец Прокопий и разграблена княжеская казна. Были убиты также княжеские посадники и тиуны и разграблены их дома. Пограбили и иностранных мастеров храма. К грабежам присоединился и народ, распространяя их по всей волости. Опасаясь мщения владимирцев, заговорщики послали было сказать им, что и среди них есть сообщники заговора. Владимирцы, однако, встретили известие о смерти князя равнодушно. Нашелся только один человек, преданный убитому князю,— его слуга Козьма, да и тот был киевлянин. Козьма взял лежавшее в огороде обнаженное тело князя, завернул его в плащ и ковер и хотел внести в церковь; но пьяные слуги не хотели отпереть церковь. Тело пришлось положить на паперти, где оно пролежало два дня, пока не пришел козьмодемьянский игумен Арсений и не внес его в церковь, отслужив первую панихиду. Только на шестой день, когда волнение улеглось, владимирцы послали в Боголюбово за телом князя и похоронили его в построенной им церкви Рождества Богородицы. Никогда еще на Руси ни одна княжеская смерть не сопровождалась такими явлениями, как смерть А. Б. Объясняется это его неумением выбирать людей, его резкими, подчас необузданными и произвольными действиями, несогласными зачастую с обычаями и традициями места и времени. Со смертью А. Б. исчезла и сила его власти; дети не получили отеческого наследия, причем и самый род его пресекся. И то, что им намечено было нового, получило развитие лишь спустя целое столетие. Лишь одно духовенство ценило А. Б. за его щедрость к церкви, за его радение к построению храмов, за его набожность. Церковь причислила его как мученика к лику святых. См. Погодин, Князь Андрей Юрьевич Боголюбский; Голубинский, История русской церкви, т. 1; Сергеевич, Русские юридич. древности, т. 1.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009