Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


АНТОНИОНИ Микеланджело (р. 1912)

АНТОНИОНИ Микеланджело (р. 1912)
АНТОНИОНИ (Antonioni) Микеланджело (р. 1912), итальянский кинорежиссер. Расширил проблематику неореализма, включив в нее мотивы трагического одиночества людей, их духовной опустошенности, некоммуникабельности. Фильмы: "Приключение" (1960), "Ночь" (1960), "Затмение" (1961), "Красная пустыня" (1964), "Забриски-пойнт" (1970), "Профессия: репортер" (1975), "Идентификация женщины" (1982) и др. * * * АНТОНИОНИ (Antonioni) Микеланджело (р. 29 сентября 1912, Феррара, Италия), итальянский кинорежиссер, писатель, художник. Окончил высшую школу экономики и торговли в Болонье. Начинал как журналист и кинокритик, сотрудничая в журнале "Чинема". Учился в Римском Экспериментальном киноцентре. В 1942 был ассистентом режиссера М. Карне на съемках фильма "Вечерние посетители", написав о нем аналитическую статью "Марсель Карне — парижанин". Был соавтором сценариев фильмов "Пилот возвращается" Р. Росселлини, "Трагическая охота" Де Сантиса, "Белый шейх" Ф. Феллини. Дебютировал как режиссер короткометражного документального фильма "Люди с реки По" (1943-47). В конце 1940–х гг. снял ряд короткометражных документальных фильмов, ставших художественными кинодокументами послевоенной жизни Италии. Его дебютом в игровом кино стал полнометражный фильм "Хроника одной любви" (1950). Снятые им вслед за ним мелодрамы и психологические драмы "Побежденные" (1952, фильм в трех новеллах), "Дама без камелий" (1953), "Попытка самоубийства" (1953, новелла в альманахе "Любовь в городе") выявили в нем художника психологической школы. В фильме "Подруги" (1955), экранизации рассказа Ч. Павезе, впервые проступили черты реальности киномира автора. Эта реальность во многом противостоит фиксации фабульного повествования, проявляя себя во внесюжетных элементах — паузах, визуальных характеристиках героев, преимущественно героинь, их внутреннем состоянии. После фильма "Крик" (1957) (другое прокатное название "Отчаяние") снимает "Приключение" (1959), в котором авторская эстетика получает исчерпывающее смысловое выражение. Скрывающий природу вещей окружающий мир оказывается более непознаваемым в основе своей, нежели внутренние взаимоотношения героев фильма. Фильм открыл собою знаменитую тетралогию автора — "Ночь" (1960), "Затмение" (1962), "Красная пустыня" (1964), за которую режиссер был несправедливо наречен своего рода певцом некоммуникабельности, тогда как атрофия чувств, вернее, их проявлений у его героев была следствием как процессов, характерных для Италии периода процветания, так и глобального отчуждения современного человека от мироздания. Кинематограф Антониони в 1960–е гг. стал характерным проявлением духовного состояния человека в современном мире, правомерно заслужив репутацию общекультурного явления 20 в. Снискав славу художника мирового гражданства, Антониони после 1965 снимает за пределами Италии. В его английском фильме "Блоу-ап" ("Фотоувеличение") (1967) по рассказу Х. Кортасара "Слюни дьявола" с гениальным мастерством воплощена основополагающая авторская идея: причинно–следственная связь явлений в мире решительно противится любой визуальной запечатленности. В игровом фильме "Забриски-Пойнт" (1969) и документальном фильме "Чунг Куо" ("Китай") (1972) глазами Антониони показаны современные США и Китай в явно сочувственном к молодежному движению хиппи в первом случае и столь же дистанцированном от азиатских реалий — во втором. Снятый в Италии фильм "Профессия: репортер" (1974), отчасти повествовавший о криминализации освободительной борьбы в Африке, большей частью был посвящен излюбленной авторской мысли: адекватная картина реальности не установима, вплоть до невозможности идентифицировать даже главного героя произведения. "Антологизм", проявившийся в этом фильме так или иначе свойствен исторической телемелодраме "Тайна Обервальда" (1979) и "Идентификации женщины" (1982). После долгого перерыва, вызванного тяжелой болезнью с необратимой потерей речи, совместно с Вимом Вендерсом снял фильм "Над облаками" (1995) по мотивам глав собственной книги "Тот кегельбан над Тибром". Соавтор сценариев всех своих фильмов. В 1995 был удостоен премии "Оскар" за выдающийся вклад в киноискусство. В. И. Босенко.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009