Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


АНСЕЛЬМ Кентерберийский (1033-1109)

АНСЕЛЬМ Кентерберийский (1033-1109)
АНСЕЛЬМ (Anselm) Кентерберийский (1033-1109), теолог и философ, представитель ранней схоластики августиновского направления, церковный деятель, вел борьбу за независимость церкви против королей Англии. Развил т. н. онтологическое доказательство бытия бога, выводя бытие Бога из самого понятия Бога. Видел в вере предпосылку рационального знания: "верую, чтобы понимать". * * * АНСЕЛЬМ Кентерберийский (Anselm of Canterbury) (1033/1034, Аоста, Ломбардия, Италия — 21 апреля 1109, Кентербери, Англия), философ и теолог, выдающийся представитель схоластики. Родился в знатной семье, отец — ломбардец, мать происходила из родовитой и состоятельной бургундской фамилии. Получил прекрасное классическое образование, отец прочил Ансельму политическое будущее. Покинув дом после трагической смерти матери, Ансельм принял постриг и много странствовал, пока не остановился в бенедиктинском монастыре Ле Бек в Нормандии. В 1063 он становится приором (настоятелем) этого монастыря. С 1093 Ансельм – архиепископ Кентерберийский. На посту архиепископа он боролся за большую независимость англиканской церкви от власти папы и короля. Из-за своей жесткой позиции в этом вопросе большая часть его архиепископства прошла в ссылке на материке. Ансельм был одним из первых крупных философов Средневековья и по праву считается "отцом схоластики". Он одним из первых признал возможность использования философии в богословии, правда, с некоторыми оговорками. Занимаясь решением очень популярной в средние века и новое время проблемы соотношения веры и разума, он пришел к выводу что, познание христианина начинается с акта веры: факты, которые, он хочет познать даны в Откровении. То есть, христианину требуется не понимать, чтобы верить, но верить, чтобы понимать. Однако богословие может воспользоваться разумом, чтобы лучше понять то, во что он верит. Огромное влияние на взгляды философа оказал Августин, однако большее внимание, в отличие от последнего, Ансельмом уделяется форме, в которую облекается мысль, то есть логико-граматической структуре высказывания. Стремясь во всем следовать правилам логики, Ансельм сформулировал доказательства бытия Бога, которые изложил в работах "Монологиум", "Прослогиум", в "Диалоге об истине". Несмотря на то что доказательства бытия Бога были опровергнуты, например, И. Кантом, роль и место Ансельма Кентерберийского в истории средневековой философии трудно переоценить. Именно благодаря ему в богословских трудах стала применяться логика, и особое внимание стало уделяться логической корректности высказывания. Произведения Ансельма надолго стали тем образцом, которому следовали средневековые философы и теологи. * * * Статья "Ансельм Кентерберийский" из "Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона" (1890–1907): Ансельм Кентерберийский—философ-схоластик, род. в Аосте, в Пьемонте, в 1033 г. Поступил в монастырь в 1060 г, по желанию благочестивой матери своей Эрменберги, в 1073 сделался настоятелем (приором) и схоластиком, в 1078—аббатом нормандского монастыря Бек, куда привлекла его слава знаменитого Ланфранка, а в 1093 г в качестве его преемника сделался епископом кентерберийским в Англии. Его считают первым схоластиком. Несмотря на то, что исходной точкою для него была Библия и учение бл. Августина, что он держался в пределах католицизма и проникнут был убеждением, что вера должна предшествовать познанию и сама по себе исключает всякое сомнение, тем не менее, он требовал, чтобы от веры переходили к познанию. В этом заключается его главное значение, как догматика. Так наз. "онтологическое" доказательство бытия Божия из понятая о Божестве, А. выводит в сочинении "Proslogium" (обращение к своему духу), между тем как в "Monologium" он выводит бытие Божие из случайности конечного, а Троицу из простых оснований разума. Оба эти сочинения, содержащие наиболее существенную часть его учения, были изданы в новейшее время Гаасом (в виде первого тома "Sancti Anselmi opuscula selecta" Тюбинген, 1863 г.). Другие два сочинения Ансельма — "De concordia praescientiae etpredestinationis" и "Cur Deus homo" изданы были Леммером (Берлин, 1857 г.) и на немецком языке (Ширлицем, Кведлинб., 1861 г.) и замечательны тем, что в первом он дает догматическое основание учению о предопределении, а во втором—христологическому учению об искуплении. Относительно его церковной деятельности замечателен факт энергической борьбы с Вильгельмом Рыжим и Генрихом Х Английским из-за инвеституры. Твердо отстаивая воззрения Григория VII, А. дважды принужден был покидать Англию. Только при преемнике его, Пасхалие II, в 1107 г. пришли к соглашению. А. умер 21 апреля 1109 года. В этот день празднуется католиками его память. Папа Климент XI в 1720 г. причислил его к ряду католических вероучителей. Лучшее издание его сочинений сделано было Жербероном (2 т. Париж, 1675; новое издание 1721. и в Венеции, 1744); ср. Франка, "А. von Canterbury, eine kirchenhistorische Moaographie" (Тюбинген, 1842); Гассе, "A. von Canterbury", (Лейпциг, 2 т., 1843—1852); Peмюза, "Saint Anseime de Canterbery" (Пар., 1854; 2 изд., 1868); Черча, "Saint Anseime" Лондон, 1870).
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009