Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


АЛЕКСЕЕВ Николай Николаевич (1879-1964)

АЛЕКСЕЕВ Николай Николаевич (1879-1964)
АЛЕКСЕЕВ Николай Николаевич (1879-1964), русский философ, правовед, один из идеологов евразийства. Попытался применить феноменологический метод в философии права. Ученик П. И. Новогородцева, преподавал в Московском университете (1912-17), в Праге и Берлине (1922-31), затем в Сорбонне, Белграде (с 1940). С 1950 в Женеве. * * * АЛЕКСЕЕВ Николай Николаевич [1 (12) мая 1879, Москва — 2 марта 1964, Женева), русский философ и правовед. Окончил в 1906 юридический факультет Московского университета, был оставлен при кафедре философии права для подготовки к профессорскому званию. Его научным руководителем был П. И. Новгородцев. В 1908-10 стажировался в европейских университетах, слушал лекции Г. Зиммеля, В. Виндельбанда, Г. Когена, А. Бергсона и др. В 1911 защитил магистерскую диссертацию "Науки общественные и естественные в историческом взаимодействии их методов". С 1916 — профессор Московского университета. После Февральской революции 1917 работал в издательстве при Временном комитете Государственной думы, участвовал в подготовке к выборам в Учредительное собрание. В 1918 — профессор Таврического университета в Симферополе. В 1922-31 — профессор Русского юридического института в Праге, позднее — профессор Русского научного института в Берлине. Покинул Германию после прихода к власти нацистов. Преподавал сначала в Сорбонне, а в 1940-49 — в Белградском университете. С 1950 жил и работал в Женеве. Алексеев был одним из теоретиков евразийства, разрабатывал в первую очередь государственно-правовую программу этого движения. Критически оценивая европейскую философию права, базирующуюся на концепции "естественного права", он особое внимание придавал единству правовых и нравственных моментов в жизни государства и опирался на опыт древнерусской государственности (идеал "Святой Руси" как "государства-правды"). В России—Евразии сильная государственная власть предполагает наличие духовной элиты ("духовного ордена"), обладающей безусловным моральным авторитетом в обществе и действующей в интересах большинства. Алексеев считал, что на смену "объективному" (нормативному) праву должно прийти право "установочное", в большей степени укорененное в культурно-историческом опыте народа и в его религиозно-метафизической традиции. В экономическом плане он отстаивал идею "государственно-частной системы хозяйствования", призванной устранить имущественное и сословное расслоение общества и обеспечить определенное регулирование экономических отношений. Предметом философского познания, считал Алексеев, является "мир как целое" и в этом заключается особая роль философского опыта и его отличие от других наук, которые исследуют отдельные элементы действительности. В. В. Сербиненко.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009