Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


АЛЬТМАН Натан Исаевич (1889-1970)

АЛЬТМАН Натан Исаевич (1889-1970)
АЛЬТМАН Натан Исаевич (1889-1970), российский живописец, скульптор и график, заслуженный художник России (1968). В ранний период испытал влияние авангардизма (кубизм и др.). Живописные портреты ("Анна Ахматова", 1914), иллюстрации, оформление спектаклей. Выполнил с натуры скульптурный портрет (1920) и серию зарисовок В. И. Ленина. * * * АЛЬТМАН Натан Исаевич [10 (22) декабря 1889, Винница — 12 декабря 1970, Ленинград], русский художник. Обращаясь к самым различным видам изобразительного творчества, прошел сложный путь от древних традиций к авангарду, сохраняя (даже в годы господства социалистического реализма) приверженность к острой, экспериментальной выразительности художественных форм. "Еврейское возрождение" и стиль модерн. Учился в Одесском художественном училище (1902-07) и в частных студиях Парижа (1910-11). Жил преимущественно в Петербурге (1912-21 и с 1936) и в Москве (1921-28). Молодой мастер вошел (подобно М. З. Шагалу) в число видных деятелей "Еврейского ренессанса", — как принято называть активно проявившийся в предреволюционный период художественный интерес к новому воплощению символов и мотивов иудейского религиозного искусства и фольклора. В 1916 стал одним из основателей "Еврейского общества поощрения художеств". Среди характерных его произведений этого круга — графические циклы "Еврейская графика" и "Картинки Натана Альтмана" (1914-16), обложки альманахов "Сборники Сафрут" (1917) и нотных изданий "Культур-Лиги" (1918). Национальная романтика древности самобытно соединилась в искусстве Альтмана с изысканной ритмикой модерна. Обнажая внутреннюю структуру образа, он последовательно шел к кубизму и футуризму. Его "Портрет Анны Ахматовой" (1914, Русский музей) многие считают лучшим в иконографии великой поэтессы: ее чопорная и гордая, нервно-отчужденная фигура представлена в окружении кристаллических, прохладных по колориту форм. В те же годы он обнаружил и незаурядное дарование скульптора, и здесь продвигаясь от модерна к кубофутуристическому стилю, к полуабстрактной игре ритмических структур. С 1916 был членом авангардистского "Союза молодежи". Революционный карнавал. Искусство авангарда впрямую сомкнулось с революцией, и этот союз обрел в творчестве Альтмана особый размах. В 1918 он оформил массовый спектакль режиссера Н. Н. Евреинова, организованный по случаю первой годовщины Октябрьского переворота. Толпы статистов (преимущественно солдат) призваны были воссоздать революцию в виде грандиозного, как бы "космически" всеохватного действа, преображающего вселенную. Футуристические же декорации преобразили исторический центр Петрограда (Дворцовую площадь с подходами к ней), заслоняя и тем самым как бы "разрушая" архитектурные памятники царизма (так подножие Александровского столпа было переоформлено в виде гигантского костра). Однако "разрушение" это носило откровенно карнавальный, игровой характер. Засвидетельствовав свою лояльность новой власти работой в отделе Изо Наркомпроса, а также исполнив с натуры в 1920 ряд портретов В. И. Ленина, мастер всегда пребывал вольным анархистом в душе. В его футуристических композициях ("Петрокоммуна", Русский музей; "Россия. Труд"; обе — 1921) неизменно живет ощущение театральных подмостков, над которыми взмывают легкие, парящие в воздухе конструкции. С этого времени Альтман все активнее выступает и собственно в сценографии, оформляя (в 1920-28) спектакли театра "Габима", а также Государственного еврейского театра (Госет) в Москве. В Париж и обратно. Отправившись в 1928 вместе с Госетом в европейское турне, художник остался в Париже, прожив там до 1936. Во Франции его революционный, "левый" авангардизм смягчается, уступая — в духе европейской моды межвоенных лет — тенденциям "ар деко"; в его творчестве теперь доминирует не "космос", а камерные, лирические, жанрово-бытовые или пейзажные темы Когда Альтман вернулся в Советский Союз, в годы строгой соцреалистической регламентации художественной жизни лучшим творческим прибежищем ему (как и ряду других российских мастеров схожего романтико-авангардистского темперамента) часто служила сценография. Он работал художником Еврейского камерного, Ленинградского драматического имени А. С. Пушкина и других театров, но одновременно плодотворно выступал как график-иллюстратор ("Петербургские повести" Н. В. Гоголя, 1937), не оставляя и станкового искусства, в том числе скульптуры. В "оттепельно-застойные" годы Альтман как ветеран авангарда служил раскрепощающим примером для творческой молодежи (в том числе и благодаря большой ретроспективе своих работ, состоявшейся в 1968). Оставил содержательные воспоминания. М. Н. Соколов.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009