Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


АКСЕЛЬРОД Павел Борисович (1850-1928)

АКСЕЛЬРОД Павел Борисович (1850-1928)
АКСЕЛЬРОД Павел Борисович (1850-1928), участник российского революционного движения. С нач. 70-х гг. народник, член кружка "чайковцев". В 1883 один из основателей группы "Освобождение труда". С 1900 член редакции "Искры". С 1903 один из лидеров меньшевизма. Октябрьскую революцию 1917 встретил враждебно; эмигрировал. Один из лидеров 2-го Интернационала. * * * АКСЕЛЬРОД Павел (Пинхус) Борисович (1850, Черниговская губерния — 16 апреля 1928, Берлин), российский политический деятель; один из основателей российской социал-демократии, видный деятель российского и международного рабочего движения; лидер меньшевиков. У истоков рабочего движения в России. Еще мальчиком доказал, что воля и самоорганизация — путь к реализации самых смелых желаний. Сын местечкового корчмаря-еврея, получил прекрасное образование (окончил гимназию, юридический лицей, учился в Киевском университете). Много читал. Кумиром юноши стал Ф. Лассаль, именно в это время развернувший в Германии агитацию за единение рабочих, призывая их вступать во Всеобщий германский рабочий союз. Участник первых народнических кружков. В 1874 был арестован за так называемое "хождение в народ", попытку "просветить" крестьян деревни Богдановки в Могилевской губернии. К этому моменту за его плечами — организация одного из первых в России социал-демократических кружков. После побега из-под ареста эмигрировал. В Берлине, а затем в Женеве увлекся идеями, которые отстаивал М. А. Бакунин: верой в глубинную революционность российского крестьянства, его "прирожденную" приверженность социалистическим идеям. В 1879, нелегально вернувшись в Россию, вступил в народническую организацию "Черный передел", для которой разработал программу, стал также редактором одноименного печатного органа. Летом 1880 вновь в эмиграции, где стал одним из основателей социал-демократической группы "Освобождение труда". Много печатался в австрийских, немецких, российских социал-демократических изданиях. В 1890-е гг. одним из первых подверг критике "экономизм". В 1901 оказал помощь приехавшим из России В. И. Ленину, Ю. О. Мартову и А. Н. Потресову в создании общероссийской политической газеты "Искра". Один из первых отечественных марксистов. Аксельрод наряду с Г. В. Плехановым стал одним из первых российских теоретиков марксизма. Он являлся членом редколлегии " Искры", участником обсуждения проекта программы Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) в апреле 1902. Он считал, что в России "промышленный пролетариат по своим составным элементам и условиям существования в высокой степени связан еще с деревней", что "задача приобретения русскими социал-демократами приверженцев, прямых или косвенных союзников среди непролетарских классов, решается прежде всего и главным образом характером пропагандистской деятельности в среде самого пролетариата". Ленин в своей работе "Что делать?" (1902) отмечал "замечательную прозорливость" Аксельрода, однако в дальнейшем их пути разошлись, особенно после того как Аксельрод вместе с Плехановым оспорил ленинские предложения по аграрному вопросу, а в дискуссии о членстве в партии поддержал Мартова. Именно Аксельрод в статьях, опубликованных в конце 1903 — начале 1904 в новой "Искре", первым указал на опасность превращения РСДРП в якобинскую, заговорщического типа организацию. В идеях Ленина видел "утопию теократического характера", порожденного отсталостью России, проявление "мелкобуржуазного радикализма", использующего для своих целей борьбу рабочего класса. Лидер меньшевизма. С момента оформления меньшевистского крыла РСДРП Аксельрод стал его неформальным лидером. В 1905 выступил противником установления "диктатуры пролетариата и крестьянства" и бойкота выборов в Первую Государственную думу. На третьем Стокгольмском съезде партии (1905) осудил революционный максимализм большевиков, подчеркнув его пагубное воздействие на позицию как либералов, так и буржуазии в целом, приведя к их преждевременному поправению, еще до осуществления политических целей, провозглашенных накануне и на первых этапах русской революции всеми политическими силами, выступавшими против всевластия самодержавия. Позже Аксельрод обосновал ликвидаторство, выдвинув идею всероссийского рабочего съезда и создания легальной рабочей партии. На Венской конференции РСДРП в августе 1912 он был избран членом Заграничного секретариата Организационного Комитета РСДРП, которая в отличие от большевистской части партии стала называться РСДРП (объединенная). С началом Первой мировой войны не скрывал проантантовских настроений, пытался найти объяснение позиции европейских социал-демократических партий, проголосовавших за поддержку собственных правительств, в "вековых традициях патриотизма". В дальнейшем предложил собственный план "интернациональной борьбы за мир": давление рабочих на руководство своих партий для совместного решения вопроса об отзыве социалистов из правительств и отказа от голосования за военные кредиты. Циммервальдская (1915) и Кинтальская (1916) международные социалистические конференции рассматривались им как "частные интернациональные совещания" для преодоления психологических трудностей сближения разобщенных войной социалистических партий и предупреждения проникновения "ленинской пропаганды раскола" в западноевропейскую социал-демократию, за что Ленин назвал его "лидером русских каутскианцев". В борьбе с ленинской идеей превращения войны империалистической в гражданскую добился вместе с Мартовым и другими ключевой для циммервальдского большинства формулировки о необходимости достижения "всеобщего мирного договора без аннексий и контрибуций". Февральская революция застала Аксельрода в Цюрихе. В Россию вернулся 9 мая вместе с группой эмигрантов тем же путем (в пломбированном вагоне через Германию), каким до этого прибыли Ленин, Зиновьев и др. В одном из первых интервью подчеркнул, что "нынешняя революция не является чисто пролетарской, но также и буржуазной", а потому "вредно требовать свержения буржуазного правительства", Временное правительство нуждается в поддержке "при широком участии представителей пролетариата во всех отраслях общественной и государственной деятельности и повседневной органической работе над демократизацией всех областей национальной жизни". В пределах, "определяемых буржуазным характером революции", эта поддержка "явится взаимной поддержкой буржуазии и пролетариата и совместной чисткой авгиевых конюшен низвергнутого царизма". Вхождение социалистов в правительство считал "принципиально нежелательным". Майская всероссийская конференция РСДРП(о) избрала Аксельрода членом Организационного комитета (ОК), на первом же заседании которого он был избран его председателем. Принял участие в обсуждении вопросов об организации кампании за мир и ходе подготовки к созыву международной социалистической конференции, доклада И. Г. Церетели о внешней политике коалиционного Временного правительства, поддержал предложение прекратить деятельность Госдумы и Госсовета, высказался за контакт с министрами — делегатами партии, за их отчет перед ОК. Был делегирован от ОК в Бюро по созыву объединительного (августовского) съезда РСДРП(о) на третью Циммервальдскую конференцию. По личным обстоятельствам (из-за болезни, а вскоре и смерти дочери) выехал за границу для подготовки конференции (она состоялась в сентябре) позже других (в самом начале августа) и больше в Россию не возвращался. Августовский (1917) съезд РСДРП(о ) заочно избрал его председателем партии и главой ее зарубежного представительства. Отношение к Октябрьскому перевороту. Приход к власти большевиков в октябре 1917 Аксельрод осудил резко и бескомпромиссно. Уже с лета 1918 открыто заявлял о вырождении "диктатуры пролетариата" в контрреволюцию и считал "большевистский переворот" "колоссальным преступлением и ничем иным". От этой своей оценки не отказывался никогда, хотя она существенно расходилась с оценкой, данной новым руководством партии, избранном на Чрезвычайном съезде РСДРП(о) в декабре 1917. По замечанию Аксельрода, вытекавшая из всех теоретических построений официальных меньшевистских лидеров, равно как и их западноевропейских единомышленников, оценка большевистской диктатуры служила "теоретической базой для санкционирования большевистского режима". Он категорически возражал против объявления происшедшего в России "шагом вперед в общественном развитии", отнесения "к историческому активу" большевиков завоеваний "в области эмансипации России от империалистической опеки, свержения господства имущих классов и радикального устранения пережитков крепостничества" и считал, что, насильственно прервав революционное развитие страны, они отбросили ее "назад — в экономическом отношении чуть не в середину прошлого века, а политическом — частью ко временам Петра Великого, а отчасти — Ивана Грозного". Апрельские тезисы ЦК РСДРП (1920) и ряд других официальных партийных документов побудили Аксельрода обратиться к новому лидеру партии Ю. О. Мартову с открытым письмом, которое он рассматривал как своего рода политическое завещание. Первая публикация письма в эмиграции относится к весне 1921. В России до 1999 письмо было опубликовано лишь однажды — весной 1923 петроградской группой "правых" меньшевиков. Направленное против "легенды о великой пролетарской и коммунистической миссии большевизма", оно стало первостепенным событием не только для российской, но и международной социал-демократии. Старый, больной, но чрезвычайно мужественный человек, Аксельрод и за границей оставался своеобразным нравственным эталоном и координационным центром для всех меньшевистских партийных групп и течений. Его нельзя относить, как это иногда делают, к представителям "правого" меньшевизма, организационно порвавших с РСДРП еще в 1917, поскольку он всегда оставался членом РСДРП (одним из основателей), не желая вносить свою лепту во внутрипартийный разлад. К сожалению, произведения Аксельрода в России за последние без малого 80 лет ни разу не публиковались. Нет на русском языке и ни одной посвященной ему работы. А. П. Ненароков.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009