Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


МЕЛЬЕС Жорж (1861-1938)

МЕЛЬЕС Жорж (1861-1938)
МЕЛЬЕС (Melies) Жорж (1861-1938), французский кинорежиссер. Один из родоначальников кино, изобретатель многих трюков, причудливых эффектов, примененных в феериях "Синяя Борода" (1901), "Путешествие на Луну" (1902), "Путешествие через невозможное" (1904). * * * МЕЛЬЕС (Melies) Жорж (8 декабря 1861, Париж — 21 января 1938, там же), французский пионер кинематографа. Родился в семье владельца обувной фабрики. С детства увлекался рисованием, картонными куклами и постановкой кукольных спектаклей. Огромное влияние на него оказали фокусы и оптические иллюзии знаменитого Р. Удена. После службы капралом в пехоте, вопреки желанию отца поступил в Школу изящных искусств, затем учился в Лондоне. Вернувшись, стал фокусником и иллюзионистом, одновременно печатая в сатирическом журнале карикатуры под псевдонимом "Джордж Смайл". В 1888 продал свою долю семейного предприятия брату и купил у вдовы Удена его театр. Он присутствовал на первом сеансе братьев Люмьер в Париже 28 декабря 1895, а когда Люмьеры отказались продать ему свое изобретение, отправился в Лондон, где купил проектор у Р. Пола. Закупив также несколько лент компании Эдисона, с 4 апреля 1896 он регулярно включал их показ в свои представления. Вскоре Мельес заказал камеру по собственным чертежам и приступил к производству фильмов, подражая сначала продукции Люмьеров и снимая короткие бытовые сценки. Однако Мельес первым понял возможности нового зрелища и использовал свой талант иллюзиониста, чтобы расширить их. Он открыл практически все спецэффекты, известные нам сегодня. В 1897 он переоборудовал свой театр под кинозал и построил в Монтрее первую в Европе киностудию, где начал снимать в павильоне, используя искусственное освещение. Он снимал "реконструированную", то есть фальшивую, хронику (например, коронацию Эдуарда VII, воссозданную в студии до самого события), примитивные экранизации литературных произведений, но прежде всего оригинальные собственные сюжеты, выступая как автор сценария, оператор, художник, режиссер и исполнитель главных ролей, часто играя фокусника или дьявола, своего излюбленного персонажа. Гвоздем сезона 1899 была "Золушка", состоявшая из 20 сцен и продолжительностью в 10 раз превышавшая большинство картин того времени, шедших 1-2 минуты. Если Люмьеры использовали свое изобретение лишь для документальной съемки сцен из жизни, то Мельес ввел в кино вымысел, фантазию и воображение. Одной из его самых знаменитых картин было "Путешествие на Луну" (1902) продолжительностью в 21 минуту. Фильмы Мельеса были крайне популярны в США, где их копировали пиратским способом; он пытался бороться с этим и даже открыл американский филиал компании под руководством своего брата Гастона. Однако, когда новизна его экранных фокусов поблекла, студия стала приносить убытки. Американские картины постепенно обошли его фильмы сложностью и техническим качеством, и в 1912, сняв одну из своих последних и лучших лент, "Завоевание полюса", он вынужден был закрыть собственное производство. В 1915 Мельес переоборудовал студию под варьете и вернулся к профессии фокусника. В 1923 он был объявлен банкротом, театр Удена снесли, сотни негативов с его фильмами отправили на переплавку. Всеми забытый, он несколько лет прожил на грани нищеты. В 1926 он случайно встретил одну из своих бывших звезд Жанну д'Альси и, женившись на ней, начал торговать в принадлежавшем ей небольшом магазине игрушек на вокзале Монпарнас. Запоздалое признание пришло к нему в 1928. Ч. Чаплин назвал его "алхимиком света", Д. У. Гриффит сказал: "Я обязан ему всем". Мельес получил в 1931 орден Почетного Легиона и закончил свои дни в пансионе для престарелых актеров. П. Карцев.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009