Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


МИШНА

МИШНА
МИШНА (евр. "повторение"), древнейшая часть Талмуда, в которой изложен Устный Закон, по преданию полученный Моисеем одновременно с Письменным Законом (Торой) на горе Синай. Мишна включила в себя Галаху, Аггаду и Мидраш; за исключением небольшого количества арамейских и греческих слов написана на иврите. Записывать Устный Закон начали в конце первого века н. э. — после разрушения римлянами Второго храма в 70 г. В прежние времена считалось, что запись устной традиции противоречит духу еврейского Закона, но под властью Рима угроза потерять вековой опыт обострилась. Систематизация накопленных знаний стала необходимостью. Работа нескольких поколений еврейских ученых — таннаев — по составлению Мишны завершилась в начале 3 века. Окончательная редакция была осуществлена раввином Иегудой Ганаси. Мишна состоит из 63 трактатов, объединенных в 6 разделов (седеров): Зраим ("Семена") — законы, касающиеся земледелия; Моэд ("Срок") — законы о соблюдении праздников и постов; Нашим ("Женщины") — законы, касающиеся брака, семейного быта и развода; Незикин ("Ущербы") — собрание гражданского и уголовного права; Кодашим ("Святыни") — законы относительно храмовой службы, жертвоприношений и ритуального убоя животных; Тохорот ("Чистота") — законы о ритуальной чистоте. Один из трактатов Мишны — трактат Авот ("Отцы") не содержит правовых норм, а является собранием высказываний известных еврейских мудрецов. Основой Мишны являются постановления, источниками которых служили галахические законы, местные правила и обычаи, конкретные судебные решения, высказывания еврейских мудрецов, а также толкования библейских текстов самими таннаями и комментарии Иегуды Ганаси. Правовые нормы приводятся, как правило, без указания источника, но иногда упоминается не только имя автора того или иного закона, но и описывается ситуация, в которой данный закон был сформулирован. Хронологическая неоднородность источников прослеживается в языке, стиле и разных способах подачи материала. Мишна не является сводом законов в современном понимании. Помимо конкретных постановлений, приводятся дискуссии ученых по тому или иному вопросу. В таких случаях Иегуда Ганаси либо принимает мнение одной из сторон, либо высказывает свою собственную точку зрения. Именно из-за такого многостороннего подхода Мишна Иегуды Ганаси стала для еврейских ученых каноническим текстом. Изучение Мишны, полемика, различные толкования и дополнения к ней стали основой для создания Иерусалимского и Вавилонского Талмудов.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009