Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


МАРКС Адольф Федорович (1838-1904)

МАРКС Адольф Федорович (1838-1904)
МАРКС Адольф Федорович (1838-1904), российский издатель (Петербург, с 1869); выпускал журнал "Нива" (1870-1918), в приложении - собрания сочинений русских и иностранных писателей, иллюстрировал издания, географические атласы и др. * * * МАРКС Адольф Федорович [2 февраля 1838, Штеттин — 22 октября (4 ноября) 1904, Санкт-Петербург], российский издатель. Родился в семье владельца фабрики башенных часов. Получив среднее образование, он поступил учеником в фирму "Придворная книжная торговля Д. К. Гинсторфа" в Висмаре (герцогство Мекленбург-Шверин), а через три года начал работать в крупной берлинской фирме Гиршвальда. В 1859 он получил приглашение от петербургского издателя и комиссионера лейпцигских фирм Ф. А. Битепажа. Не зная ни языка, ни страны, Маркс отправился в Россию. У Битепажа он проработал 5 лет и после расформирования иностранного отдела оказался на улице, но, хорошо зарекомендовав себя в Петербурге, в том же 1863 году поступил приказчиком в книжный магазин М. О. Вольфа. Отношения с Вольфом не сложились, и в 1864-69 Маркс преподавал французский и немецкий языки, служил письмоводителем в правлении Петербургско-Варшавской железной дороги. В 1869 Маркс начал издательскую деятельность. В этом же году он приобрел у В. Е. Генкеля право на издание журнала "Живописный сборник" и, переименовав его в "Ниву", получил разрешение на издание нового иллюстрированного еженедельника. К сотрудничеству в "Ниве" издатель привлек крупнейших русских писателей и художников (Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, И. А. Гончаров, Л. О. Пастернак и др.). Благодаря удачному подбору рубрик в журнале и природному чутью Маркса угадывать читательские вкусы, умению заинтересовать читателя бесплатными приложениями, премиями (эти приемы в России тогда были практически неизвестны), "Нива" быстро превратилась в популярное издание (в 1869 ее тираж 9 тыс., в 1900 — 235 тыс.). Важное просветительское значение имели издаваемые в качестве приложения к "Ниве" собрания сочинений классиков и репродукций европейских и русских художников. В целом в своей издательской политике Маркс ориентировался на среднего массового читателя, но выпускал и роскошные дорогие книги ("Фауст" Гете, "Потерянный рай" Мильтона). По завещанию Маркса издательство в 1907 преобразовали в акционерное общество "Товарищество издательского и печатного дела А. Ф. Маркса" (основной пай принадлежал вдове — Л. Ф. Маркс). В 1916 И. Д. Сытин перекупил его и стал директором-распорядителем Товарищества. О. Р. Хромов.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009