Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


ЛЬЮИС Артур (1915-91)

ЛЬЮИС Артур (1915-91)
ЛЬЮИС (Lewis) Артур (1915-91), английский экономист. Сочинения по экономике развивающихся стран. Нобелевская премия (1979, совместно. с Т. Шульцем) "за новаторские исследования экономического развития... в приложении к проблемам развивающихся стран". * * * ЛЬЮИС (Lewis) Артур (23 января 1915, остров Санта-Лючия, Британская Вест-Индия — 15 июня 1991, Бриттаун, Барбадос), английский экономист, лауреат Нобелевской премии (1979; совместно с Т. Шульцем). Преподавательская и научная деятельность. Учился в Лондонской школе экономики, по окончании стал там преподавателем. Затем в Манчестерском университете занимался проблемами роста стран с развивающейся экономикой. В 1963 перешел на работу в Принстонский университет. Наряду с преподавательской и научной деятельностью являлся официальным советником некоторых международных организаций, а также правительств развивающихся стран (в частности, Западной Африки и Карибских островов). Наибольшую известность Льюис получил за свои работы в области теории экономического развития ("Теория экономического роста", 1955; "Рост и колебания. 1870-1913 гг.", 1978; и др.). Концепция множественности факторов роста. Для объяснения особенностей экономического роста развивающихся стран Льюис выдвинул свою концепцию множественности факторов роста, которая, по сути дела, явилась синтезом самых разных теорий социального, экономического, психологического характера. "Факторы, которые определяют рост, — писал он, — очень многообразны, и каждый из них имеет свой собственный ряд теории. Мало что общего можно найти между теориями, которые используются при исследовании землевладения или распространения новых идей, для объяснения цикла, роста населения или государственных бюджетов, то, что сделал я, — это не теория, а скорее карта теорий". Льюис рассматривает две группы факторов, влияющих на экономическое поведение (которое, в конечном счете и определяет характер экономического роста): 1) чисто психологические, зависящие от характера того или иного народа, его вкусов, привычек, склонностей и системы ценностей; 2) факторы институциональные, связанные с существующими формами организации данного общества, с его политической системой и характером отношений собственности. В числе первых фигурирует, например, такой фактор, как "широта культурного горизонта", определяющего предпочтения индивидов (труд и рост материального потребления или праздность и нищету). Среди второй группы факторов Льюис важнейшее значение придает институту частной собственности и способности государства охранять этот институт. "Поддержание закона и порядка, по его словам, является одним из главных условий экономического роста, и многие общества приходили в упадок, потому что государство не желало или было не в состоянии защитить владельцев собственности от бандитов или толпы". Экономическая свобода индивидов, по мнению Льюиса, не исключает возможность планирования, которое имеет преимущества при достижении определенных общественных целей. Реальная проблема — это выбор наиболее плодотворной комбинации частной инициативы и государственного планирования. Однако он считает, что планирование целесообразно использовать лишь в развивающихся странах с "догоняющим" типом развития. В развитых же странах, которые прокладывают дорогу в неизвестное будущее, планирование способно затормозить вызревание новых структур, рождение новых отраслей и товаров. Особое значение для начала экономического роста придавалось им росту сбережений и накоплению капитала. Действие этого фактора он связывал с появлением класса капиталистических предпринимателей с особой психологией, направленной на увеличение капитала и расширение своего дела, а также с притоком иностранного капитала. В связи с этим Льюис подчеркивает, что важнейшим тормозом экономического роста может стать увеличение налогов на прибыль предпринимателей. Ученый выдвинул свою двухсекторную модель развития экономики отсталых стран, в которой постепенно расширяющийся современный сектор реинвестирует получаемые прибыли, поглощая при этом неисчерпаемые людские ресурсы из традиционного сектора. Отрицание закономерностей развития общества. В целом Льюис отрицал существование каких-либо объективных закономерностей в развитии человеческого общества. С его точки зрения, опыт передовых стран лишь позволяет приблизительно определить, в каком направлении будут развиваться слаборазвитые страны. Что же касается развитых стран, то их будущее автор считает непредсказуемым. Один вывод он считает определенным: невозможно сохранять высокие темпы роста в течение продолжительного времени. Со временем наступает замедление или даже застой вследствие исчерпания прежних условий развития, и только возникновение новых институтов способно породить очередные стимулы к новому подъему. В следующей своей крупной работе "Планирование развития. Основы экономической политики" (1966) Льюис, исходя из своих теоретических разработок, сформулировал конкретные рецепты для планирования в условиях слаборазвитой страны. В 1979 Льюис (вместе с Т. Шульцем) удостоен Нобелевской премии. И. М. Осадчая. * * * ЛЬЮИС (Lewis) У. Артур (23 января 1915 г. - 15 июня 1991 г.). Премия памяти Нобеля по экономике, 1979 г. совместно с Теодором Шульцем. Вест-индский экономист Уильям Артур Льюис родился на острове Сент-Люсия, в Британской Вест-Индии, в семье Иды Луизы (в девичестве Бартон) и Джорджа Фердинанда Льюиса, школьного учителя, иммигранта из Антигуа. Отец умер, когда Л. было 7 лет, оставив воспитание пяти сыновей на долю матери. Л. отзывался о своей матери как о "в высшей степени дисциплинированном и трудолюбивом человеке, превосходящем в этом отношении всех, кого я когда-либо знал. И она передала эти качества своим детям". Когда в 1929 г. Л. окончил колледж св. Марии (Сент-Люсия), ему было всего 14 лет. Будучи слишком молодым для поступления в университет, он работал правительственным чиновником, пока не достиг возраста, дававшего ему право получить правительственную стипендию для учебы в Лондонской школе экономики (ЛШЭ), в которую он поступил в 1933 г. Он мечтал о том, чтобы стать инженером, но позднее вспоминал: "Это казалось безрассудным, так как ни правительство, ни частная фирма не наняла бы на работу чернокожего инженера". Поэтому он выбрал более практичное направление учебы, которая включала бухгалтерский учет, коммерческое право и курс хозяйственного управления. В 1937 г. он получил степень бакалавра в области коммерции и диплом с отличием. Несмотря на то что он не прошел соответствующего курса по экономике и математике, ему была предоставлена полная стипендия для учебы в докторантуре по специальности "экономика промышленности". В следующем году ему предложили годичный контракт для преподавания в Лондонском университете, после чего он был назначен ассистентом лектора. В 1940 г. он получил докторскую степень в ЛШЭ и до 1948 г. оставался в Лондонском университете, после чего стал профессором политэкономии в Манчестерском университете. Академическая деятельность Л. распадается как бы на три фазы: история мировой экономики и экономическое развитие; экономика промышленности; экономические проблемы слаборазвитых стран. Его работа в первой фазе началась, когда он еще оставался в ЛШЭ. Там по рекомендации Фридриха фон Хайека, тогдашнего руководителя экономического факультета, он начал читать лекции по истории экономики в период между первой и второй мировыми войнами, когда цикл экономического процветания сменился циклом депрессии. Этот курс лекций позволил ему подготовить к изданию его первое исследование этих циклов "Экономический обзор 1919...1939 гг." ("Economic Survey 1919...1939"), опубликованный в 1949 г. Свою новаторскую работу в области экономики промышленности Л. обобщил в книге "Накладные расходы: очерки по экономическому анализу" ("Overhead Costs: Some Essays in Economic Analysis", 1950). После публикации этой работы он стал сосредоточиваться во все большей степени на экономических проблемах так называемого "третьего мира". Окончание второй мировой войны и приобретение независимости многими бывшими колониями европейских держав привлекло внимание к проблемам экономического развития в странах "третьего мира", которые экономисты прозвали "Югом", в отличие от развитых капиталистических стран, названных "Севером". В то время большинство экономистов-плановиков считало, что развивающиеся страны должны вкладывать свою прибыль от экспорта своих традиционных продуктов в промышленный сектор с тем, чтобы обеспечить быстрый экономический рост. Их взгляды получили подтверждение в ходе успешного проведения "плана Маршалла" (названного по имени Джорджа К. Маршалла), в соответствии с которым массированное вливание финансовых средств для капиталовложений и технического оборудования содействовало послевоенному восстановлению Западной Европы. В процессе своей исследовательской работы Л. пришел к противоположному мнению. Он подошел к экономике развивающейся страны как к дуальной, а не единой, в которую входит и аграрный, традиционный, сектор, и промышленный, капиталистический. "Третий мир", как правило, обладает избытком неграмотных сельскохозяйственных рабочих. Будучи обученными, эти работники могли бы быть привлечены к работе в растущих секторах торговли и обрабатывающей промышленности при относительно низких издержках. Полученные таким образом прибыли сформируют те сбережения и тот капитал, в котором так сильно нуждаются страны "третьего мира" для своего экономического промышленного прогресса. По мнению Л., "третьему миру" требуется нечто иное, отличное от "плана Маршалла". Внешняя торговля не может в бедных странах служить двигателем экономического прогресса. Не выразил он доверия и иностранным инвестициям капитала, но высказался за повышение прибыли, финансирование промышленных капиталовложений и осуществление крупных инвестиций в народное образование, т.е. в человеческий капитал. Первый подход Л. к этой его модели был опубликован в 1951 г. как часть доклада Организации Объединенных Наций "Экономическое развитие в странах с низким доходом" ("Economic Development in Low-Income Countries"), в подготовке которого также участвовал Теодор Шульц. К 1955 г., когда Л. опубликовал "Теорию экономического роста" ("Theory of Economic Growth"), он усовершенствовал и расширил свою первоначальную модель. Он допустил, что мировое экономическое производство состоит из "стали" (готового промышленного продукта развитого мира), "кофе" (экспортной монокультуры, базирующейся на природных ресурсах "третьего мира") и "продовольствия" (производимого и там, и там). Он не мог воспользоваться моделью Хекшера – Улина (составленной Эли Хекшером и Бертилем Улином) для условий мировой торговли, потому что "кофе" не может производиться в развитых странах "Севера". Ключевым товаром было принято "продовольствие", которое производится с высокой эффективностью на "Севере" и с низкой производительностью на "Юге", что и определяет неблагоприятные для последнего условия торговли. Основным путем улучшения торгового баланса и обеспечения развития "третьего мира" поэтому было признано повышение производительности сельского хозяйства и инвестирование сбережений в расширяющийся промышленный сектор на "Юге". Центральным пунктом теории экономического развития Л. был процесс, который способен за короткое время повысить норму сбережений в развивающихся странах с примерно 4 или 5% их национального дохода примерно до 15%. Л. показал, что этот процесс главным образом состоял в расширении промышленного сектора с его довольно высокой прибылью. Необходимыми он также считал и крупные инвестиции в образование. В таких благоприятных условиях будет расти как региональная, так и мировая торговля (как это было в 50-е и 60-е гг.), а "Север" и "Юг" смогут продвигаться вперед совместно, а не за счет друг друга. К экономическому росту Л. подходил с широких позиций, включая в него и экономическое, и социальное развитие. И что в равной степени важно, он подчеркивал трудности централизованного экономического планирования как в условиях диктатуры, так и под руководством демократических правительств. Он был одним из первых экономистов, поставивших под вопрос положение о том, что всегда желателен экономический рост, и выступивших в пользу эволюции мировой экономики как единого целого. Теории Л. вызревали в ходе его практической работы в странах "третьего мира". С 1957 по 1963 г. он работал в качестве экономического советника ООН при премьер-министре Ганы, был заместителем исполнительного директора Специального фонда Организации Объединенных Наций и вице-президентом Университета Вест-Индии. За эту деятельность он был возведен в дворянское звание в 1963 г. В том же году он поступил в Школу государственных и международных проблем им. Вудро Вильсона при Принстонском университете в качестве профессора экономики и международных проблем. В 1968 г. он получил дополнительную должность профессора кафедры политической экономии Принстонского университета. В 1970 г. он ушел в четырехлетний отпуск в связи с тем, что стал основателем и президентом Карибского банка развития на Барбадосе. Л. также проявил интерес к положению чернокожего населения в Соединенных Штатах, которое он считал схожим с положением населения "третьего мира". Он поднял вопрос о введении курсов лекций для чернокожих в американских университетах, поскольку придерживался твердого убеждения, что строгое традиционное образование служит дорогой к прогрессу. Л. разделил Премию памяти Нобеля по экономике за 1979 г. с американским экономистом Теодором Шульцем "за новаторские исследования экономического развития... в приложении к проблемам развивающихся стран". В своей Нобелевской лекции "Замедление механизма роста" ("The Slowing Down of the Engine of Growth") Л. соединил свои теории относительно природы мировой торговли и ее истории, выдвинул идею о том, что наименее развитые страны не должны больше оставаться зависимыми в своем экономическом росте от развитых стран. Расширением региональной торговли, говорил он, они могут в конечном счете ускорить свое собственное развитие, даже если замедлится экономический рост в развитых странах. Он также обвинил развитые страны в "недостатке осознания" ими "взаимной зависимости" обоих типов экономики. В 1938 г. Л. женился на Глэдис Изабелле Джекобс с острова Гренада, которая тогда работала школьной учительницей в Лондоне, а в настоящее время является скульптором; у них двое детей. Он сохраняет за собой британское гражданство. В свободное время любит слушать классическую музыку и совершает длительные прогулки. Л. удостоен почетных ученых степеней многих университетов в Соединенных Штатах, включая Колумбийский, Говардский и Йельский, университетов Вест-Индии, Манчестера, Уэльса, Бристоля, Лагоса и Торонто. Он – почетный член Лондонской школы экономики и член-корреспондент Британской академии наук. Он занимал пост члена совета Королевского экономического общества, президента Экономического общества Ганы и члена Экономического консультативного комитета Национальной ассоциации поддержки цветного населения.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009