Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


ЛАГЕРКВИСТ Пер Фабиан (1891-1974)

ЛАГЕРКВИСТ Пер Фабиан (1891-1974)
ЛАГЕРКВИСТ (Lagerkvist) Пер Фабиан (1891-1974), шведский писатель. Стихи, рассказы, автобиографическая повесть "В жизни гость" (1925), антифашистская аллегорическая повесть "Палач" (1933), роман "Карлик" (1944), философские романы "Варавва" (1950), "Сивилла" (1956), повесть "Мариамна" (1967), трилогия о пилигриме (1960-64), экспрессионистические драмы. Нобелевская премия (1951). * * * ЛАГЕРКВИСТ (Lagerkvist) Пер (23 мая 1891 г. - 11 июля 1974 г.). Нобелевская премия по литературе, 1951 г. Шведский романист, поэт и драматург Пер Фабиан Лагерквист родился в маленьком городе Вексьё в Южной Швеции. Он был младшим из семерых детей Иоганны (Блад) Лагерквист и Андерса Йогана Лагерквиста. Его отец сначала работал на ферме, а затем стал путевым обходчиком на железной дороге. Будучи школьником, Пер читал "Происхождение видов" Чарлза Дарвина и другие работы, которые формировали у него представления, сильно отличавшиеся от консервативных взглядов его лютеранской семьи. После окончания школы в 1910 г. он в течение двух лет изучал искусство и литературу в Упсальском университете. Литературный дебют Л. состоялся в 1912 г., когда он опубликовал несколько пылких стихотворений и повесть "Люди" ("Manniskor"). В 1913 г. писатель едет в Париж, где большое влияние на него оказывает современная живопись; особенно восхищался Л. дерзкой энергией фовистов и интеллектуальной упорядоченностью кубистов. В этом же году он опубликовал эссе "Искусство слова и изобразительное искусство" ("Ordkonst och bildkonst"), в котором отвергал натурализм, противопоставляя ему скандинавский и греческий эпос. Это критическое эссе оказалось первой работой, которая привлекла внимание к Л., и вскоре он воплотил собственные теории в сборнике поэзии и прозы "Мотивы" ("Motiv"), который вышел в 1914 г., а также в сборнике новелл "Железо и люди" ("Jam och manniskor" 1915). В 1916 г. Л. добился признания, опубликовав поэтический сборник "Тоска" ("Angest"), который считается первым шведским экспрессионистским произведением. Яркая образность этой книги, ее рваный стиль отразили интерес Л. к фовизму и кубизму. В "Тоске" также выразились боль и отчаяние, вызванные бедствиями первой мировой войны. Американский поэт и критик Кеннет Рексрот писал в "Американском поэтическом обозрении", что "Тоска" говорит не только об утрате политических иллюзий, но и о душевной раздвоенности писателя. Почти всю первую мировую войну Л. прожил в нейтральной Дании. В это время он много писал для театра. Его первая опубликованная пьеса "Последний человек" ("Den sista manniskan", 1917) изображает глубокие страдания последнего оставшегося на земле человека и продолжает тему отчаяния, вызванного войной. В эссе из сборника "Театр" ("Teater", 1918) Л. выступает против натуралистической драмы и восхищается поздними символическими пьесами Августа Стриндберга. Именно влиянием Стриндберга объясняется связь между драматическим творчеством Л. и немецким экспрессионизмом. В 1919 г., работая театральным критиком в стокгольмской газете "Свенска дагбладет" ("Svenska Dagbladet"), Л. опубликовал поэтический сборник "Хаос" ("Kaos") и пьесу "Небесная тайна" ("Himlens hemlighet"), наиболее удачную из его ранних пьес, в которой выражается глубокий пессимизм Л., его убежденность в том, что если жизнь кажется человечеству высшей ценностью, то это следствие полного безразличия к Богу. Эту же тему писатель развивает в повести "Вечная улыбка" ("Det eviga leendet", 1920). В этой повести герои разговаривают с Богом, спрашивая Его, для чего Он их создал. Бог отвечает, что у Него не было определенной цели, но он сделал все наилучшим образом. Этот ответ оставляет людей в растерянности. Они не нашли той духовной поддержки, в которой нуждались. И это заставляет их искать духовную опору не в божественной силе, а внутри себя. В 20-е гг. Л. много путешествует, посещает Францию и Италию, и пессимизм его в эти годы начинает смягчаться, а стиль становится более конкретным и не таким манерным. Поэзия этого периода - сборники "Путь счастливого человека" ("Den lyckliges vag", 1921) и "Песни сердца" ("Hjartats sanger". 1926) - наполнена простотой и оптимизмом, которые отсутствуют в его ранних произведениях. Помимо сборника коротких рассказов "Злые саги" ("Onda sagor", 1924), Л. написал две книги, которые многие критики сочли самыми личными произведениями Л.: "Гость действительности" ("Cast hos verkligheten", 1925) и "Завоеванная жизнь" ("Det besegrade livet". 1927). В книге "Гость действительности" рассказывается о детстве писателя, о том, как его с ранних лет преследовала идея смерти. "Завоеванная жизнь" - это сборник философских размышлений, в котором излагаются взгляды автора на собственное творчество и на мир. По мнению американского критика Альрика Густафсона, эти произведения утверждают веру Л. в "нерушимый дух человека" и "конечную победу добра над злом". Кроме того, обе книги демонстрируют высокую повествовательную технику Л., который пишет простым языком, ясно и на редкость целенаправленно. К драматургическим произведениям Л. относится также пьеса "Человек, который прожил жизнь" ("Han som fick leva от sitt liv.", 1928). Эта и другие пьесы, написанные в 30-е гг., отличаются большим правдоподобием, использованием повседневного языка. По мере того как в 30-е гг. росла угроза фашизма, творчество Л. становилось все более гуманистическим по духу, писатель подчеркивал необходимость бороться со злом. Хотя Л. объявил о своей гуманистической программе в поэтическом сборнике "У костра" ("Vid lagerelden", 1932) и в пьесе "Король" ("Konungen", 1932), самый суровый приговор тирании он вынес в "Палаче" ("Bodeln"). Эта повесть, написанная в 1933 г. и переработанная в пьесу под тем же названием в 1934-м, строится на сопоставлении средневековья и нашего времени, подтверждая известную мысль о неистребимости зла. Политические и социальные проблемы, возникающие в предвоенной Европе, продолжают доминировать в творчестве Л. на протяжении 30-х гг. В драме "Человек без души" ("Mannen utan sjal", 1936) автор показывает, как перерождается, влюбившись, политический террорист, который служил злу, а начинает служить добру. В "Победе во тьме" ("Seger i morker", 1939) выведены два брата-близнеца, один - государственный деятель, демократ, другой - продажный демагог. Вторжением Германии в Данию и Норвегию навеяны многие стихи Л. из сборника "Поэзия и бой" ("Sang och strid", 1940), опубликованного в год избрания писателя в члены Шведской академии. Л. продолжает писать стихи и пьесы, однако самой значительной работой этого периода является аллегорический роман "Карлик" ("Dvargen", 1944) - история жизни злобного карлика, жившего во времена итальянского Возрождения, которая, по сути, содержит острую критику фашизма, а также человеческой жадности, лицемерия и злобы. В драме "Дайте людям жить" ["Lat manniskan leva", 1949) перед нами проходят судьбы тех, кто стал жертвой нетерпимости, среди них есть и вымышленные персонажи, и исторические личности, включая Сократа, Христа, Жанну д'Арк. Роман "Варавва" ("Barabbas") был опубликован в 1950 г. и сразу же привлек внимание критиков и писателей, в том числе Андре Жида, который назвал этот роман "замечательной книгой". Рассказывая историю жестокого разбойника, которого, в отличие от Христа, освободили от распятия, писатель говорит о попытке человека обрести Бога, о необходимости иметь веру. Анализируя роман "Варавва" в "Атлантик Мансли" ("Atlantic Monthly"), Чарлз Роло называет его "настоящим шедевром". Многие критики также сошлись на том, что никогда еще евангельская история не была рассказана с такой достоверностью и духовной силой. Переведенный на 9 языков, "Варавва" нашел самый широкий отклик у критиков и является самой популярной книгой писателя. В 1952 г. по этому роману был снят фильм. В 1951 г. Л. была присуждена Нобелевская премия по литературе "за художественную силу и абсолютную независимость суждений писателя, который пытался в своем творчестве найти ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством". Член Шведской академии Андерс Эстерлинг сказал, что "Л. принадлежит к тем писателям, которые смело и открыто обращались к самым насущным вопросам человечества, фундаментальным проблемам нашего существования". Л., человек стеснительный и замкнутый, от ответной речи отказался. Вместо этого после нескольких слов благодарности за награду он прочитал отрывок из книги "Миф человечества" ("Myten on manniskorna"), написанной за 30 лет до того и неопубликованной. В последующие годы Л. продолжал плодотворно трудиться; закончил девятый сборник стихов "Вечерняя земля" ("Aftonland", 1953), написал еще пять романов: "Сибилла" ("Sibyllan", 1956), "Смерть Агасфера" ("Ahasverus dod" 1960), "Паломник в море" ("Pilgrim pa havet", 1962), "Священная земля" ("Det heliga landet", 1964) и "Мариамна" ("Маriamne", 1967). Все эти романы тесно между собой связаны, в них поднимается тема любви, которая решается в духе контрастной символики. Будучи чрезвычайно замкнутым человеком, Л. отделял личную жизнь от профессиональной. В 1918 г. он женился на Карен Дагмар Иоганне Сёренсон. В 1925 г. они развелись, и в том же году писатель женился на Элен Хальберг, вдове шведского художника Йёста Сандельса. Л. умер 11 июля 1974 г. от паралича в стокгольмской больнице в возрасте 83 лет. "Чувство отчужденности - главная тема литературы XX в., и в этом смысле Л. близок таким писателям, как Франц Кафка и Альбер Камю, - писал в 1971 г. шведский критик Гункель Мальм-стрём. - Л. из тех, кого борьба против дегуманизации человечества привела к поиску скрытого Бога, решению метафизических загадок жизни".
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009