Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


КЕЛЛЕР Готфрид (1819-90)

КЕЛЛЕР Готфрид (1819-90)
КЕЛЛЕР (Keller) Готфрид (1819-90), швейцарский писатель. Писал на немецком языке. Проблемы человека и общества, искусства и народа в проникнутых романтическим мироощущением романе "Зеленый Генрих" (1855), сборниках новелл "Люди из Зельдвилы" (т. 1-2, 1856-74), "Семь легенд" (1872). С просветительских позиций критиковал филистерские нравы. * * * КЕЛЛЕР (Keller) Готфрид (19 июля 1819, Цюрих -15 июля 1890, там же), швейцарский писатель. Писал на немецком языке. Ранние годы. Готфрид Келлер родился в семье цюрихского ремесленника. Его отец умер, едва Келлеру исполнилось пять лет, оставив семью практически без средств к существованию. В 1825 Келлер начал посещать школу для бедняков, окончив которую поступил в реальное училище. Не проучившись и года, он был исключен из училища за участие в обструкции учителю. Келлер решил профессионально заняться живописью. В 1835 он начал работать гравером в мастерской, изготовлявшей популярные среди туристов "швейцарские пейзажи". Несколько месяцев спустя после ухода из мастерской Келлер недолго учится технике рисунка у известного акварелиста Рудольфа Мейера, а в 1840 отправляется в Мюнхен, чтобы закончить художественное образование.Там Келлер тяжело заболел тифом. Заплатив за лечение, он лишился средств на обучение в академии художеств, однако не бросил живопись и предпринял попытки самостоятельно совершенствовать свое мастерство. В 1842 на художественной ярмарке в Цюрихе он безуспешно пытался продать свой "Оссиановский ландшафт". Возвратившись на родину, Келлер активно включился в политическую борьбу: в составе армии Цюриха принял участие в выступлениях против Зондербунда, сочинял сатирические стихотворные памфлеты. По совету друзей, он пробует своих силы в различных поэтических жанрах, и в 1846 выходит его первый стихотворный сборник, который сразу же получил признание. К этому времени Келлер отказывается от идеи стать художником и решает посвятить себя литературе. В 1848 Келлер получил стипендию демократического правительства кантона Цюрих (его стихи получили высокую оценку властей) и отправился на учебу в Гейдельберг, где познакомился с Людвигом Фейербахом, слушал его лекции "О сущности религии" под влиянием которых становится приверженцем материализма и атеизма. Берлин. В феврале 1850 Келлер приезжает в Берлин, где знакомится с влиятельным издателем Эдуардом Фивегом, по заказу которого работает над сборником "Новых стихов". В том же году, не видя пользы от своего стипендиата, цюрихское правительство лишило Келлера материальной поддержки. Фивег регулярно выплачивал Келлеру небольшие суммы в качестве гонорара за еще ненаписанный роман "Зеленый Генрих". В 1853 издатель требует рукописи и, не дождавшись окончания, выпускает в свет первые три тома романа (четвертый том выходит полтора года спустя, в 1855). В 1856 в издательстве Фивега выходит первая часть цикла новелл "Люди из Зельдвиллы". Новеллы, написанные по образцу модных в то время "деревенских историй", отличались необычайно красочным языком, в них причудливо смешивались реальность и фантазия, а дидактичность и мягкий юмор сочетались с непрямой социальной критикой. Этот сборник принес Келлеру успех, на родину он вернулся прославленным писателем. Секретарь цюрихского кантона В 1861 Келлер был избран на должность секретаря цюрихского национального правительства. На 11 лет он оставил литературное творчество и посвятил себя практической деятельности на благо общества. На решении отойти от литературы сказался и ряд трагических событий в жизни писателя: в феврале 1864 внезапно умирает мать Келлера, в июле следующего года кончает с собой невеста Келлера пианистка Луиза Шайдеггер, а в 1866 Келлер теряет близкого друга, композитора Вильгельма Баумгартена. Поздний Келлер. В 1872, подготавливая собрание своих сочинений, Келлер принимает решение возобновить свою литературную деятельность. Он выпускает книгу "Семь легенд", навеянную раннехристианскими апокрифическими сказаниями, в 1874 выходит второй том новелл "Люди из Зельдвиллы", который отличается более радикальной критикой буржуазного общества, более мрачным и пессимистичным, по сравнению с первой частью цикла, тоном повествования. Эти новеллы сразу же признаются классическими образцами жанра. В 1876 Келлер уходит с государственной службы. В том же году выходит в свет сборник "Цюрихских новелл". Становятся заметны определенные изменения в творческой манере Келлера, его язык теперь тяготеет к еще большей изобразительности и символичности. Центральной темой "Цюрихских новелл" является тема неразрывной связи индивидуальной судьбы и жизни нации. В 1881 появляется собрание символических рассказов "Изречение", непревзойденный образец композиционного мастерства. Рассказы этого позднего сборника Келлера высоко оценил Фридрих Ницше. Два романа. В 1880 Келлер переработал свой роман "Зеленый Генрих", работу над которым продолжал почти сорок лет. В этом произведении писатель, развивая традиции "воспитательного романа" (в основном ориентируясь на гетевскую дилогию о Вильгельме Мейстере), переносит поиски идеала гармоничекой личности на конкретный материал современной ему швейцарской действительности. Герой "Зеленого Генриха" во многом автобиографичен, он проходит путь познания мира и поисков места в жизни. Постепенно освобождаясь от романтических иллюзий, Генрих находит смысл своего существования в подчинении интересов личности интересам швейцарской демократии. Роман "Мартин Заландер" (1885) - итог переоценки идейных и эстетических ценностей, предпринятой писателем на закате жизни, пронизан чувством безысходности. Новые экономические отношения разрывали связи между людьми, рушили швейцарские традиции. "Везде как у нас, у нас как везде", - эти слова героя романа как нельзя лучше выражают разочарование Келлера, мечтавшего об особом пути развития демократии в своей стране. Во второй половине 19 века, когда со смертью Гете и Гофмана, немецкая литература утратила главенствующую роль в Европе, творчество швейцарца Келлера, позволило немецкоязычной литературе не оказаться на периферии европейского литературного процесса. В. А. Маркин.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009