Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


КВАЗИМОДО Сальваторе (1901-68)

КВАЗИМОДО Сальваторе (1901-68)
КВАЗИМОДО (Quasimodo) Сальваторе (1901-68), итальянский поэт, примыкал к герметизму (сборник "Эрато и Аполлион", 1936, и др.). Антифашистские, гражданские и патриотические стихи в сборниках "Жизнь не сон" (1949), "Земля несравненная" (1958). Нобелевская премия (1959) за "лирическую поэзию, которая с классической живостью выражает трагический опыт нашего времени". * * * КВАЗИМОДО (Quasimodo) Сальваторе (20 августа 1901 г. - 14 июня 1968 г.). Нобелевская премия по литературе, 1959 г. Итальянский поэт Сальваторе Квазимодо родился в Модике, маленьком городке возле Сиракузы (Сицилия). Его отец, Гаэтано Квазимодо, был начальником железнодорожной станции, поэтому семья часто переезжала из одного сицилийского городка в другой. В 1916 г. Сальваторе и его старший брат поступили в техническое училище в Мессине, где в это время жила семья. Хотя Сальваторе хотел учиться в гимназии, его родители решили дать детям техническое образование, считая это более практичным. В это время юноша увлекается поэзией, начинает читать классическую и современную литературу России и Франции, а также публикует свои первые стихи, вместе с друзьями выпускает газету, просуществовавшую, впрочем, очень недолго. В 1919 г. К. покидает Мессину и поступает в Римский политехнический институт, однако из-за денежных затруднений бросает учебу, получив диплом топографа. В 1920 г. он женится на Биче Донетти и начинает всерьез заниматься литературой, в чем его поддерживает монсеньёр Рамполла, сицилийский священник в Риме. Будущий писатель изучает греческий и латынь и, неуверенный в своих литературных способностях, занимается работой, требующей технических знаний. С 1926 г. К. работает в министерстве гражданского строительства, много ездит по стране. Он с открытой неприязнью относится к фашистам, отчего не может заниматься журналистикой, зато начинает всерьез писать стихи. В 1929 г. шурин К., Элио Витторини, ставший впоследствии известным романистом, критиком и переводчиком, ввел его в литературные круги Флоренции, где К. встретился с поэтами Эудженио Монтале и Джузеппе Унгаретти, а также с Алессандро Бонсанти, редактором журнала "Солярий" ("Solaria"), где были опубликованы несколько стихотворений начинающего поэта. В 1930 г. Бонсанти финансировал издание первого сборника стихотворений К. "Вода и земля" ("Acque e terr"), где немало стихов посвящены Сицилии, и прежде всего - маленький шедевр "Ветер над Тиндари" ("Vento a Tindari"). Уже в первом сборнике К. ощущается влияние герметизма, поэтического направления, отличительными свойствами которого, по мнению американского критика Томаса Г. Бергина, являются "зашифрованная образность, культ слова и строгий, подчас загадочный интеллектуализм". К поэзии К. применимо понятие "магия слова", вера в то, что слова автономны, что они несут не только чисто описательную функцию. В течение последующих нескольких лет К. выпустил ряд поэтических сборников: "Потонувший гобой" ("Oboe sommerso", 1932), "Аромат эвкалипта и другие стихотворения" ("Odore di eucalyptus e altri versi", 1933), "Эрато и Аполлион" ("Erato e Apollion", 1936), и "Стихотворения" ("Poesie", 1938). Реализм "Воды и земли" сменяется в этих сборниках герметизмом. В 1932 г., через год после Монтале, К. удостаивается Флорентийской премии "Антико Фатторе", а в 1934 г. переезжает в Милан, где сближается с кружком южноитальянских интеллектуалов, называющих себя "юными эмигрантами". В это время К. сходится с Амелией Спечиалетти, и в 1935 г. у них рождается дочь Ориетта. В 1938 г. К. подает прошение об отставке из министерства гражданского строительства и становится ассистентом Чезаре Дзаваттини, редактора нескольких периодических изданий, принадлежащих издательству Мондадори, а в следующем году - редактором еженедельника "Темпо" ("Il tempo"). В том же году у танцовщицы Марии Кумани от связи с К. рождается сын Алессандро. В эти годы поэт занимается переводами: его книга "Лирика Греции" ("Lirici greci"), перевод древнегреческой поэзии на современный итальянский язык, вышла в 1940 г. В 1941 г. К. становится профессором итальянской литературы Миланской консерватории имени Джузеппе Верди, а в 1942 г. выпускает сборник избранных и переработанных стихотворений "И настал вечер" ("Ed e subito sera"). Ужасы второй мировой войны, несчастья, обрушившиеся на землю и народ Италии, глубоко потрясли К. и привели к изменению его поэтического стиля, обратили его поэзию к социальным проблемам. В эти годы поэт участвует в движении Сопротивления и даже непродолжительное время находится в тюрьме Бергамо за антифашистскую деятельность. Тогда же происходит эволюция К. от герметизма к активной творческой позиции, "переход от поэзии внутреннего мира к поэзии сопричастности", как писал критик С. Маккормик. В 1945 г. К. вступил в итальянскую компартию, однако вскоре вышел из ее рядов, когда от него потребовали сочинять политические стихи. В послевоенные годы поэт пишет эссе, стихотворения, много переводит, выпускает программный для его творческой эволюции сборник стихов "День за днем" ("Giorno dopo giorno", 1947). После смерти первой жены в 1948 г. К. женится на Марии Кумани; в это время он начинает писать театральные статьи, сначала для "Омнибуса", а затем для "Темпо". В 1956 г. выходит сборник стихотворений К. "Фальшивая и подлинная зелень" ("Il falso e vero verde"), которому предпослано программное эссе "Рассуждения о поэзии" ("Discorso sulla poesia"), где утверждается, что в своих стихах поэт обязан выражать свои идеологические взгляды. В конце 1958 г. К. посетил СССР, где из-за болезни задержался до мая следующего года. Несмотря на безусловный авторитет К. в литературных кругах, он не считался самым значительным итальянским поэтом, поэтому сообщение о присуждении ему Нобелевской премии по литературе за 1959 г. было большой неожиданностью. К. был удостоен премии за "лирическую поэзию, которая с классической живостью выражает трагический опыт нашего времени". В ответной речи на церемонии награждения К. сказал, что "поэзия рождается в одиночестве и... из этого одиночества распространяется во всех направлениях... Поэзия, даже лирическая, - это всегда "речь". Слушателем может быть кто угодно: сам поэт, его дух, случайный прохожий или тысячи людей". В 1960 г. К. развелся со своей второй женой. В 60-е гг. он публикует сборник статей "Поэт и политик и другие эссе" ("Il poeta e il politico e altri saggi", 1960) и последний сборник стихотворений "Давать и иметь" ("Dare e avere", 1966). К. умер внезапно (от кровоизлияния в мозг) в 1968 г., во время поэтического фестиваля в Амалфи, где он был председателем жюри. Хотя многие современные критики считают К. крупным представителем герметизма, сравнения с Монтале и Унгаретти он не выдерживает. В 1959 г. американский исследователь Глауко Кэмбон отметил, что "К., бесспорно, принадлежит важное место [среди] современных итальянских поэтов, хотя последние его книги нередко разочаровывают". В статье, опубликованной в "Буксэброд" ("Books Abroad") годом позже, критик Франсис Голффинг называет К. "довольно простым поэтом по сравнению с такими мастерами, как Монтале, Элиот и Йитс". В то же время английский литературовед К. Баура в 1960 г. писал, что К., "как никакой другой современный поэт, говорит от имени всей Европы". К. также широко известен своими критическими статьями и либретто, в особенности же - переводами Шекспира и античных авторов, в т. ч. Гомера, Эсхила, Софокла, Вергилия и Катулла, а также современных европейских и американских поэтов, например Пабло Неруды. Кроме Нобелевской премии, К. в 1953 г. совместно с Диланом Томасом получил поэтическую премию "Этна-Таормина", а также премию Вьареджио (1958) и почетную степень Оксфордского университета (1967).
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009