Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


КУЛИДЖАНОВ Лев Александрович (1924-2002)

КУЛИДЖАНОВ Лев Александрович (1924-2002)
КУЛИДЖАНОВ Лев Александрович (1924-2002), российский кинорежиссер, народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1984). Фильмы: "Дом, в котором я живу" (1957, совместно с Я. А. Сегелем), "Когда деревья были большими" (1962), "Синяя тетрадь" (1964), "Преступление и наказание" (1970), "Звездная минута" (1975), т/ф "Карл Маркс. Молодые годы" (7 серий, 1980; Ленинская премия, 1982) и др. В 1965-86 1-й секретарь правления Союза кинематографистов СССР. Профессор ВГИКа (с 1977). * * * КУЛИДЖАНОВ Лев Александрович (19 марта 1924, Тбилиси — 18 февраля 2002, Москва), российский кинорежиссер, Герой Социалистического Труда (1984), народный артист СССР (1976), первый секретарь Союза кинематографистов СССР (1965-86). Окончил ВГИК (мастерская С. А. Герасимова) в 1955 и тогда же дебютировал короткометражным фильмом "Дамы" (совместно с Г. Б. Оганисяном, по рассказу А. П. Чехова). Затем вместе с Я. А. Сегелем снял две ленты — "Это начиналось так" (1956) о жизни первых целинников и "Дом, в котором я живу" (1957, Кулиджанов сыграл также одну из ролей), прослеживая довоенные и послевоенные судьбы жителей одного московского двора. В этих работах проявился интерес Кулиджанова не только к современности, неизменно взаимосвязанным общественным и личным событиям, но и к образу бытования, жизни простых людей, их душевным тревогам и надеждам, обычным человеческим чувствам. Возвращение на экран близкого и понятного по своим переживаниям человека, являющегося неповторимой индивидуальностью вне зависимости от занимаемого положения в обществе, соответствовало и устремлениям самого Кулиджанова. Продолжив самостоятельную режиссерскую деятельность, он добился в "Отчем доме" (1959) и в лучшей своей картине "Когда деревья были большими" (1961) редкостной душевности, лиризма, искренности, теплоты, человечности интонации в рассказе о тех, кого принято называть "маленькими людьми". Даже такая маргинальная по социальным меркам личность, как пьяница Кузьма Иорданов в убедительном исполнении Ю. В. Никулина, или же кроткая девушка Наташа, готовая с радостью принять его за своего отца (удивительно светлая и чистая героиня И. И. Гулая), заслуживают истинного сочувствия и любви. Можно считать закономерным последующее обращение режиссера к миру Достоевского, хотя его экранизация "Преступления и наказания" (1970, Государственная премия РСФСР, 1971) удивила кинематографическим экспрессионизмом, подчас жесткостью и остротой изобразительного ряда. Тяга к внешней выразительности и парадоксальности сопоставлений на основе реальных событий истории и запечатленной хроники века привела Кулиджанова (несмотря на его общественные и партийные посты) к осложнениям при работе над документальным фильмом "Звездная минута" (1972, выпуск 1975) о первом в мире полете Юрия Гагарина в космос. А грандиозный проект "ХХ век" в середине 1980-х годов был осуществлен режиссером лишь частично. Стремление Кулиджанова очеловечить и драматизировать образы политических вождей — Ленина в "Синей тетради" (1964, по Э. Г. Казакевичу) и Карла Маркса в телесериале "Карл Маркс. Молодые годы" (1980, Ленинская премия, 1982) — обернулось полууспехом в художественном плане, а с идеологической точки зрения режиссер был вынужден идти на компромиссы и уступки, поневоле идеализируя эти неоднозначные исторические персоны. Два последних фильма Кулиджанова — "Умирать не страшно" (1991) и "Незабудки" (1994) — знаменуют для режиссера возвращение к себе, к своей манере 1950-х годов, доверительной по отношению к индивидуальным судьбам простых людей, только более драматизированной, не обходящей вниманием губительные изломы сталинской эпохи. Однако нельзя не отметить, что с возрастом Кулиджанов утратил раскрепощенность, естественность и ясность режиссерского письма. С. В. Кудрявцев.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009