Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


КОНДРАТЬЕВ Вячеслав Леонидович (1920-93)

КОНДРАТЬЕВ Вячеслав Леонидович (1920-93)
КОНДРАТЬЕВ Вячеслав Леонидович (1920-93), русский писатель. Нравственные проблемы человека на войне в повести "Сашка" (1979, одноименный сборник 1981), "Что было..." (1988). Послевоенная действительность, зарождение у молодежи, прошедшей войну, мучительных сомнений в постулатах советской истории в повести "Встречи на Сретенке" (1983), романе "Красные ворота" (1988). * * * КОНДРАТЬЕВ Вячеслав Леонидович (30 октября 1920, Полтава, Украина — 23 сентября 1993, Москва), русский писатель. Фронтовая молодость. Из интеллигентной семьи. Детство и юность провел в Москве. В 1939 с первого курса института был призван в армию, служил в железнодорожных войсках на Дальнем Востоке. В декабре 1941 после соответствующего рапорта отправлен в действующую армию. Воевал в качестве командира взвода под Ржевом на Калининском фронте. В феврале 1942 был тяжело ранен. После отпуска по ранению служил в железнодорожных войсках, в октябре 1943 под Невелом второе тяжелое ранение. В марте 1944 уволен из армии как инвалид войны. После войны учился в Московском полиграфическом институте (1947-53) и до того, как начал печататься в 1979, работал художником-графиком. "О своей войне рассказать могу только я сам". Тягу к литературному творчеству испытывал с юных лет, но первые серьезные, хотя еще "домашние", без расчета на публикацию, опыты были рождены стремлением рассказать о пережитом на фронте, о своей войне. "О своей войне, — писал он, — рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу — какая-то страничка останется нераскрытой". В 1970-е годы это стало главным делом его жизни, но написанные в ту пору повести и рассказы о пехоте, надолго застрявшей в непросыхающей ржевской топи, полегшей там без счета в не приносивших успеха кровопролитных "боях местного значения" (так это называлось в сводках Совинформбюро), никак не могли пробиться в печать. "Окопная правда", которой был верен Кондратьев, тогда была под постоянным обстрелом официозной критики. "Сашка". Первая повесть Кондратьева увидела свет в 1979 — во многом благодаря активной поддержке К. М. Симонова — и стала заметным литературным событием, составила автору имя. Она имела не только большой успех у читателей, ее высоко оценили уже известные тогда писатели фронтового поколения: В. П. Некрасов, В. В. Быков, В. П. Астафьев, Г. Я. Бакланов, А. М. Адамович и др. Герой этой повести — главная удача автора. Созданный им образ молодого человека из народной гущи, воплотившего лучшие черты своего поколения, который нес в себе и глубину, и сложность и значительность, был подлинным открытием Кондратьева. Пытливый ум и простодушие Сашки, его жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства, его отношение к пленному немцу, в котором он видит не врага, а человека, были чертами, если воспользоваться формулой Достоевского, современного "положительно прекрасного типа". Продолжение военной темы. Первая повесть Кондратьева открыла дорогу в печать другим его произведениям (некоторые из них были написаны до "Сашки"), за ней последовали в 1979-80 повести "Борькины пути-дороги", "День победы в Чернове", "Отпуск по ранению", "Дорога в Бородухино", рассказы "На станции Свободной", "На сто пятом километре", "Овсянниковский овраг", "На поле овсянниковском", "Привет с фронта", в 1981-83 повести "Селижаровский тракт", "Житье-бытье", "Встречи на Сретенке", рассказы "Знаменательная дата", "Мы подвигов, увы, не совершали", "Лихоборы", в 1984-1985 рассказы "Асин капитан", "Женька", "Поездка в Демяхи", "Не самый страшный день", "Гошка, бывший разведчик", в 1988 повесть "Что было...", роман "Красные ворота". Особенности "ржевской прозы". Большая часть произведений Кондратьева носит автобиографический, "мемуарный" характер — это характерная особенность литературы писателей фронтового поколения, "лейтенантской" прозы. И еще одна существенная особенность прозы Кондратьева: его повести и рассказы прорастают друг в друга. Каждая из его вещей вполне самостоятельна, но между ними существуют и внутренние, скрытые, и вполне очевидные, сюжетные связи: один и тот же бой возникает в них то как переживаемое персонажами в этом момент событие, то уже в их воспоминаниях; некоторые герои переходят из одного произведения в другое, а те, что на фронте не встречались, не знали друг друга, как выясняется, служили под началом одного и того же старшего командира, один и тот же подбитый танк служил им на поле боя ориентиром, после ранения попадали в один и тот же санбат или госпиталь. "Ржевская проза" Кондратьева (так ее стали называть в критике) представляет собой своеобразную, но цельную структуру. Пространство, которое она охватывает, невелико: редеющий в безуспешных атаках батальон, три расположенных деревеньки и поле, за которым немецкая оборона. Это поле — в воронках от мин, снарядов и бомб, с неубранными трупами, с валяющимися простреленными касками, с подбитым в одном из боев танком — в центре художественной вселенной Кондратьева, которая представляет собой эпическую картину народной войны. Но в художественном исследовании действительности военных лет писатель идет не вширь, а вглубь, проникая — слой за слоем — в толщу народной жизни, добиваясь таким образом полноты ее изображения. В малом мире овсянниковского поля открываются существенные черты и закономерности мира большого, предстает судьба народная в пору великих исторических потрясений. Проза Кондратьева послужила основой для нескольких театральных инсценировок, повесть "Сашка" была экранизирована (1981, режиссер А. Сурин), Кондратьев написал пьесу "Бои имели местное значение" (1984). В сентябре 1993 Кондратьев то ли по неосторожности, то ли желая покончить с собой, смертельно ранил себя. Л. И. Лазарев.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009