Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


КОНТ Огюст (1798-1857)

КОНТ Огюст (1798-1857)
КОНТ (Comte) Огюст (1798-1857), французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познает не сущности, а только явления. Выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества (теологической, метафизической и позитивной, или научной), определяющих развитие общества. Разработал классификацию наук (по степени уменьшения их абстрактности). Основные сочинения: "Курс позитивной философии" (т. 1-6, 1830-42), "Система позитивной политики" (т. 1-4, 1851-54). * * * КОНТ (Comte) Огюст (Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье) (19 января 1798, Монпелье - 5 сентября 1857, Париж), французский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Жизнь. Родился в семье чиновника, в которой царили роялистские и католические настроения; домашняя атмосфера была полна лицемерия и скопидомства. В 14-летнем возрасте, отрекшись от семейных традиций, провозгласил себя неверующим и республиканцем, что на всю жизнь испортило его отношения с родными. С 1814, после окончания лицея, изучал естественные науки в Политехнической школе. Отличался высокими способностями и мятежным характером. В 1816 был исключен за проявленные свободомыслие и бунтарский нрав, что выразилось в выражении протеста против манеры преподавания одного из преподавателей. Давал частные уроки математики, был журналистом, усиленно занимался самообразованием. Огромное значение для его идейного и интеллектуального развития имело общение с Сен-Симоном, секретарем которого он был с 1817 по 1824, что стало его "университетами" в области общественных наук. Уже в это время вынашивал честолюбивые замыслы создания трудов, призванных перевернуть науку. Его находящиеся под сильным влиянием сен-симонизма взгляды этого периода были подытожены в работе "План научных трудов, необходимых для реорганизации общества" (1822). Накопившиеся идейные разногласия, а также столкновение по поводу авторства "Плана" привели к разрыву с Сен-Симоном. От первоначального благоговейного и трепетного отношения к своему наставнику Конт эволюционировал в течение своей жизни к дистанцированию от него и публичному отречению от его взглядов. В 1826 приступил в частном порядке к чтению излагающих его учение лекций. На их основе издал свое основное сочинение "Курс позитивной философии" (т. 1-6, 1830-42), во время работы над которым придерживался режима "гигиены мозга", воздерживаясь от чтения научной литературы, газет и журналов. С 1832 по 1842 преподавал в Политехнической школе, но, из-за конфликта с ее руководством, покинул ее, что осложнило его материальное положение. Существовал на вспомоществование своих учеников и последователей. Опубликовал "Философский трактат о популярной астрономии" (1844), "Позитивистский календарь" (1849). Смерть горячо любимой жены Клотильды в 1845 привела его к невменяемому состоянию и побудила начертать проект новой религии, подтолкнула к осмыслению роли женщины в обществе, что сказалось, прежде всего, в "Системе позитивной политики" (т. 1-4, 1851-54). Выпустил "Позитивистский катехизис" (1852), "Призыв к консерваторам" (1855). В 1848 основал "позитивистское общество", которое должно было стать зародышем позитивистской церкви. Безуспешно обращался с советами к Наполеону III, Николаю I, ордену иезуитов и др. Не смог закончить работу "Субъективный синтез" (1856), где пытался объединить и осмыслить наиболее значимые результаты идейного развития человечества. Конту были присущи вера в свою пророческую миссию и восприятие своей научной деятельности как мессианства. Некоторые его современники видели в нем величайшего мыслителя и морально-религиозного реформатора, другие - умалишенного. Имел мрачный нрав, был эгоцентричен, его обвиняли в неблагодарности. Умер от рака. "Позитивная философия". Испытал влияние Декарта, Бэкона, Галилея, Юма, Монтескье, Канта, А. Смита, Ж. де Местра и др. В отношении идей Кондорсе, Тюрго и особенно Сен-Симона следует говорить о серьезных концептуальных заимствованиях. Сам Конт признавался, что "занимался исключительно систематизацией, развитием и совершенствованием" научных идей Сен-Симона. Система "позитивной (положительной) философии", выстроенная им, энциклопедична. Любые положения, которые не поддаются точному сопоставлению с фактами, являются "тщетными и бесплодными" и должны быть отброшены. В этой связи постановка вопросов о сущности вещей, первопричинах явлений, что характерно для "теологии" и "метафизики", "безусловно недопустима и бессмысленна". Отвергал позиции материализма и идеализма, теизма и атеизма, фатализма и волюнтаризма, эмпиризма и мистицизма и т. д. Выступил за радикальное отделение науки от "теологии и метафизики" и последовательную эмансипацию от них всех сфер общества. Свою систему назвал "позитивной" или "положительной философией" и нацелил ее на объективное, реальное, полезное, достоверное, точное, положительное знание в противоположность химерическому, бесполезному, сомнительному и отрицательному. Ее задачей является описание опытных данных и их систематизация, выявление законов, управляющих явлениями и способствующих рациональному предвидению, познание феноменов, а не сущностей. Вопрос "как?" вытесняет вопрос "почему?". Это придавало контизму агностическую окраску. Полагал, что "позитивное" знание есть обобщенный и систематизированный здравый смысл. Философия, согласно Конту, не имеет своего предмета и метода и должна быть коренным образом перестроена, отбросив "метафизическое" содержание (в частности, упразднить онтологию и отказаться от многих проблем гносеологии ) и сведя свои функции до систематизации знаний, поставляемых конкретными науками и реализации их единства. Выдвинул "закон трех стадий", согласно которому каждая отрасль знания, человечество в целом и всякий индивид проходят в своем поступательном развитии три стадии развития - "теологическую, или фиктивную, "метафизическую, или абстрактную" и "позитивную, или реальную". "Теологическая" и "метафизическая" стадии характеризуются тем, что происходит измышление сверхопытной реальности, обуславливающей мир действительных явлений. "Теологической стадии", подразделяющейся на фазы "фетишизма", "политеизма" и "монотеизма", свойственна антропоморфизация мнимых сверхопытных начал (боги, духи, души, ангелы и т.д.) При "метафизической стадии" за явлениями бесплодная и необузданная фантазия человека видит абстрактные начала, "сущности" (идеи, материю, субстанции, монады и т. д.), что Конт считал тавтологией. На увенчивающей и завершающей развитие "позитивной стадии" происходит отказ от догматических тупиков теологии и метафизики, от их надуманных образов и абстракций. Наука приобретает статус относительного знания, асимптотически приближающегося к истине и отвергающего ориетацию на абсолютное. Ее отличительной чертой является "закон постоянного подчинения воображения наблюдению". Классификация наук. Наряду с "законом трех стадий" считал своим крупнейшим достижением предложенную им классификацию наук. Построил иерархию наук по объективному основанию - согласно предмету, расположив их в логической и исторической последовательности в соответствии с "убывающей общностью и независимостью" и возрастающей "сложностью" предмета изучения: математика, астрономия, физика, химия, физиология (биология), "социальная физика" (социология). Науки достигают "позитивной стадии" в порядке их классификации. Считая естественные науки эталоном, полагал необходимым реформирование общественных, гуманитарных наук по их подобию. Отказал в праве на самостоятельное существование истории, писхологии, политической экономии и др. Социология. Является родоначальником этой науки в современном ее понимании, ввел термин "социология". Считая общество наиболее сложным предметом изучения, рекомендовал использование наблюдения, эксперимента, сравнительного и исторического методов. Рассматривал общество как органическую целостность, считая индивида абстрактным понятием и предпочитая оперировать категориями "человечество", "эпоха" и "цивилизация". По Конту, в основе общественной жизни лежит эгоизм индивидов, который обуздывается государством, выступающим органом социальной солидарности и проповедующим альтруизм. Разделил социологию на "социальную статику" и "социальную динамику". Первая изучает условия существования и законы функционирования социальных систем в соответствии с уровнем достигнутой цивилизации, вторая - прогресса общества в соответствии с "законом трех стадий". Кредо позитивистской социологии - "порядок и прогресс". Порядок означает стабильность фундаментальных принципов общественной жизни и приверженность большинства членов общества сходным взглядам. Основными элементами общества считал семью, кооперацию, базирующуюся на специализации, и государство. Рассматривал прогресс как закон общественной эволюции; его движущую силу видел в умственном и духовном развитии. Второстепенные факторы прогресса - материальная жизнь, климат, раса, народонаселение и т. д. "Теологической" стадии соответствуют древность и раннее средневековье (до 1300), "метафизической" - период до 1800, "позитивистская" начинается с 1800, когда на смену теологическому и военному приходит индустриальный строй. Общественный идеал. Считал, что основные коллизии современности связаны с противоборством "теологии и метафизики" и соответствующих им политических направлений. Социология же создает научные основы для "позитивной политики" и выхода из тупика, в котором пребывает, согласно Конту, Европа. Полагал необходимым для решения всех проблем современности реорганизацию общества на позитивистских началах, моральное реформирование человечества, достижение его духовного единения, всеобщей любви и братания, растворение индивида в обществе. В качестве орудия преобразований рассматривал учреждение позитивистской церкви с резиденцией в Париже, исповедующей культ "Верховного Существа", под которым понималось человечество в единстве его былых и живущих поколений. Человек переживает при жизни "объективное" существование, а после смерти - "субъективное", связанное с результатами деятельности и памятью потомков. Позитивистская церковь устаналивает духовную диктатуру наподобие католической в средневековье. Первоосвященником нового культа считал себя и разрабатывал его детали (обряды рождения, инициации, отцовства, братства, бракосочетания и т.д.), "крестил" и "женил" своих последователей. Предложил календарь позитивистских святых. В новом обществе устанавливается двоевластие: духовная принадлежит позитивистски настроенным философам, ученым и артистам, которые должны стать своего рода священнослужителями новой церкви, а светская власть - предпринимателям. Выступал за общественную иерархию, порядок и стабильность, строгую регламентацию поведения каждого члена общества, считал повиновение государству священным долгом человека. Социальной силой, призванной осуществить преобразования, считал пролетариат, превосходящий все другие социальные слои морально-интеллектуальными качествами и "социальным чувством"; рекомендовал "союз между философами и пролетариями". Мировоззрение Конта было консервативно окрашено, помимо признания незыблемости частной собственности боготворил семью, считая ее основной ячейкой общества. Был противником демократии, революции (анархии) и классовой борьбы. Отвергал либерализм как генератор эгоизма и низменных инстинктов, считал "коммунизм" противоречащим законам социологии учением. А. Б. Рахманов.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009