Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


КОЛТРЕЙН Джон (1926-67)

КОЛТРЕЙН Джон (1926-67)
КОЛТРЕЙН (Coltrane) Джон (1926-67), американский джазовый саксофонист, композитор, руководитель ансамблей. Выступал с 40-х гг. с различными (с 1960 с собственным) джазовыми коллективами. Наряду с Ч. Паркером один из ведущих представителей модального и авангардного джаза. * * * КОЛТРЕЙН (Coltrane) Джон (23 сентября 1926, Гамлет, шт. Северная Каролин - 17 июля 1967, Нью-Йорк), американский джазовый саксофонист (альт, тенор, сопрано) и флейтист, признанный одним из лидеров и самых ярких солистов-импровизаторов в модерн-джазе, композитор. Начальное музыкальное образование получил в семье и в средней школе в Филадельфии, в 12 лет освоил альт-горн, кларнет и флейту, через год по совету руководителя школьного оркестра перешел на альт-саксофон. Учился затем в Ornstein School of Music и в Granoff Studios как инструменталист и по классу композиции. В 1945-1947 на военной службе (в течение 2 лет играл в военном оркестре на Гавайях). В 1949 получил приглашение от Диззи Гиллеспи (работал с ним в 1949-51) Всеобщего признания как солист добился в составе квинтета Майлса Дэвиса (1955-1957, 1958-1960) и в квартете Телониуса Монка (июль-декабрь 1957). В этот период стал культвировать созданную им особую импровизационную манеру игры "sheets of sounds style" (буквально - "стиль звуковых пластов"), основанную на виртуозных "сверхскоростных" волнообразных пассажах, образующих элементы особого рода мелодической линии. Данную технику Колтрэйн применил и в совместных Дэвисом и Биллом Эвансом опытах по созданию т.н. модального джаза, открывших собой в 1959 (наряду с Орнетта Коулмэна и Сесила Тэйлора) фри-джазовую эру. В 1960 организовал квартет (с участием пианиста Мак-Коя Тайнера, басиста Джимми Гаррисона и барабанщика Элвина Джонса), с которым выступал в клубе Red Rooster. Позднее в этом ансамбле играла также пианистка Элис Мак-Леод, жена Колтрэйна, талантливый импровизатор, смелый и яркий новатор в области фри-джаза. В лучших концертах и записях Колтрэйна участвовали также пианист Томми Фланеган и перкуссионист Арт Тэйлор. В 1962 Колтрэйн работал на записях с Дюком Эллингтоном, позднее - с Доном Черри (1967), Джином Аммонсом (1968). На протяжении 1960-х неизменно занимал в анкетах джазовых журналов ("Down Beat" в США, "Swing Journal" в Японии и др.) первое место среди саксофонистов. Умер в возрасте 41 года от болезни печени. C этого момента до настоящего времени его влияние на молодых музыкантов современного джаза не ослабевало. Развитие характерного колтрэйновского стиля игры и саксофонового саунда продолжили его ученики и многочисленные последователи, в т. ч. Арчи Шепп, Чарлз Ллойд, Ян Гарбарек, в России - Н. Панов, А.Пищиков, И. Бутман, С. Гурбелошвили и многие другие. Значительным является и композиторское наследие Колтрэйна; среди его лучших сочинений - "Naima", "Blues Mlnor", "Fifth House", "Chasin' The Train", "Blues To Bechet", "Blues To You", "Mr. Day", "Mr. Syms", "Mr. Knight", "Harmonique", "Dahomey Dance", "India", Moment's Notice, Giant Steps. Джон Колтрэйн - один из наиболее самобытных и авторитетных музыкантов современного джаза, пришедших на смену первому поколению мастеров бибопа и продолживших начатое ими дело в середине 1950-х гг. На раннем этапе своего становления Колтрэйн проявил себя как преемник Чарлза Паркера, затем - К.Хокинса, Лестера Янга и Сонни Роллинса. Он был достаточно восприимчив и к идеям молодых музыкантов, учился у них даже тогда, когда стал для многих джазменов кумиром и недосягаемым образцом мастерства. Будучи прирожденным новатором, он тем не менее в самых радикальных экспериментах не утратил связей с родоначальными традициями и фольклорными истоками афроамериканской музыкальной культуры. Органичным компонентом его ярко индивидуального стиля всегда оставалась блюзовая интонация. Очень важным фактором для формирования его мышления является также связь с традициями духовной негритянской музыки, спиричуэлом и госпелом. Колтрэйн, по существу, создал особый тип экспрессивной сольной импровизации в духе экстатической речитации негритянского проповедника и мелодики госпел-сонгов, с элементами архаического холлера (плантационные песни-переклички колониальных времен) и шаут-блюза ("криковой" тип блюзового пения). Одна из новых стилевых форм музыкального высказывания, развитая им на основе госпела т. н. медитативный стиль, родственный свободной речевой мелодекламации и древней псалмодии ("A Love Supreme" - 1964, "Meditations" - 1965, "Reverend King" - 1966, "Expression" - 1967, ). Другой тип мелодии, характерной для Колтрэйна, - романтическая балладно-песенная кантилена, в высшей степени эмоциональная, страстно-чувственная, вокальная по природе. Напряженный, темброво-насыщенный "поющий" звук, сохраняющий свою "вокальность" независимо от темпа и технической виртуозности исполнения, - неотъемлемая принадлежность колтрэйновского саксофонового стиля, непосредственно выражающая его внутренний мир. Еще одна привлекательная для него сфера новаторских исканий - интеграция в современный джаз традиций далеких экзотических культур (арабской, африканской, индийской), неевропейских ладовых и звукорядных систем, мелодических и ритмических моделей, инструментальных тембров ("Africa Brass", "Kulu Se Mama", "lmpressions" и др.). Диапазон творческих исканий и новаций Колтрэйна охватывает практически все важнейшие стили модерн-джаза (боп, кул, хард-боп) и джазового авангардизма 1960-х. В каждом из них он сумел сказать нечто новое, определить и наметить пути дальнейшего развития, утвердить высокие эталоны мастерства. В. Ю. Озеров.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009