Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


КЛЕР Рене (1898-1981)

КЛЕР Рене (1898-1981)
КЛЕР (Clair) Рене (1898-1981), французский кинорежиссер и сценарист. Фильмы: "Под крышами Парижа" (1930), "Последний миллиардер" (1934), "Большие маневры" (1955), "Порт де Лила" (1957; в советском прокате "На окраине Парижа"), "Все золото мира" (1961) и др. * * * КЛЕР Рене (Rene Clair; наст. фам. Шомет, Chomette) (11 ноября 1898, Париж — 15 марта 1981, Нейи-сюр-Сен, Франция), французский кинорежиссер. Сын торговца мылом, Рене с раннего детства увлекался театром, писал стихи и пьесы, ставил спектакли в кукольном театре. Во время первой мировой войны добровольцем ушел на фронт. В 1920-х годах увлекся левой идеологией и художественным авангардом. Рене выступал с критическими статьями, снимался в фильмах Луи Фейада и Якова Протазанова. В 1923 Клер поставил по собственному сценарию фантастическую комедию "Париж уснул". Оригинальный замысел позволил сочетать сатиру на нравы и мораль обывателя с экспериментами (движение, монтаж, ритм). В 1924 снял короткометражный фильм "Антракт", предназначенный для дадаистического спектакля. Последующие ленты Клера "Призрак Мулен Ружа" (1925) и "Воображаемое путешествие" (1926) не имели успеха. Уже в них возникает тема несовпадения мечты и реальности. В 1927 Клер экранизировал водевиль "Соломенная шляпка", которая стала одной из лучших лент немого кино и образцом лирической комедии. Эта картина вывела Клера в число ведущих режиссеров французского кино. Его водевили "Двое робких" (1928), "Миллион" (1931), лирические и сатирические комедии "Под крышами Парижа" (1930, первая звуковая лента Клера), "14 июля" (1933), "Свободу нам!" (1932), "Последний миллиардер" (1934, приз на международном кинофестивале в Москве, 1935) отличаются оригинальными экспериментами со звуком, музыкой и изображением. В каждой ленте он ставил перед собой новые формальные задачи и с блеском их решал. Постепенно складывается своеобразный мир клеровских персонажей, в котором представлены наиболее характерные типы межвоенной эпохи. В то же время определяется и специфический взгляд режиссера на мир, заявляющий о себе то лирическим изображением жизни обитателей окраин Парижа, то жесткой сатирой на абсурдность и античеловечность индустриализованного общества. После 1934 Клер переезжает в Англию, а в начале второй мировой войны — в США. Его картины 1936-1945 годов "Призрак едет на Запад" (1935), "Красотка Нового Орлеана" (1941), "Я женился на ведьме" (1942) по-прежнему остроумны и профессиональны, но утрачивают прежнее обаяние. После войны Клер снимает во Франции фильмы "Молчание — золото" (1947), "Красота дьявола" (1950), "Ночные красавицы" (1952), однако эти фильмы не имели особого успеха у зрителей и критики, несмотря на высочайшее мастерство и оригинальные находки. Картины позднего Клера "Большие маневры" (1955, первый цветной фильм режиссера), "Порт де Лила" (1957, другое прокатное название — "На окраине Парижа"), "Все золото мира" (1960) проникнуты лирической нежностью, поэтизируют жизнь парижских окраин, персонажей, не находящих себе места в безумном мире потребления. Последняя лента "Праздники любви" поставлена в 1965. Автор смешных и условных по манере фильмов, которые снимались в стилизованных декорациях, Клер остается символом самого счастливого периода для кино Франции, отстоявшего свою независимость и оригинальность. В 1960 Клер первым из деятелей кино был избран членом Французской академии. Владимир Утилов.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009