Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


КЛУЗО Анри Жорж (1907-77)

КЛУЗО Анри Жорж (1907-77)
КЛУЗО (Clouzot) Анри Жорж (1907-77), французский кинорежиссер. Поставил фильмы: "Ворон" (1943), "Манон" (1948), "Плата за страх" (1952), "Истина" (1960) и др. Клузо - мастер создания тревожной атмосферы, напряженной полицейско-уголовной интриги, мучительных психологических ситуаций. * * * КЛУЗО (Clouzot) Анри Жорж (20 ноября 1907 — 12 января 1977), французский режиссер, сценарист, продюсер. Изучал право, был журналистом. В 1931 — ассистент режиссеров А. Литвака и Э. А. Дюпона, сценарист шести фильмов. Был режиссером в театре. Дебютировал как постановщик в кино в 1942 (черная комедия "Убийца живет в 21-м"). Общественно-политический скандал вызвала его вторая лента "Ворон" (1943), обвиненная в оскорблении французской нации. Лента, основанная на имевшем место реальном случае распространения анонимных писем в Тюлле в 1917, которые привели к нескольким смертям и нагнетанию нетерпимой обстановки в этом городке, являясь внешне бытовой провинциальной историей, оказалась наполненной едкими социальными обобщениями. Говоря о Клузо, обычно отмечают его крайнюю мизантропию, мрачно-патологический характер, деспотизм, преувеличенный перфекционизм; вокруг его имени всегда существовали домыслы, легенды, гиперболизированные свидетельства (например, слух, что "Ворон" был создан чуть ли не по инициативе Геббельса и якобы прокатывался в Германии с предваряющим титром "в одном французском городке", хотя на самом деле он был запрещен в рейхе с формулировкой "аморальное и действующее угнетающе произведение"). Несмотря на предпринятые в 1946 усилия режиссеров М. Карне, К. Отан-Лара и М. Л'Эрбье реабилитировать "Ворон", он оставался фактически запрещенным во Франции вплоть до 1969, когда вследствие "студенческой революции 1968" и изменившейся общественной атмосферы был выпущен в широкий прокат. В 1950-е годы Клузо поставил пять фильмов; его жена, бразильянка Вера Амаду, сыграла в трех из них — в "Плате за страх" (1952, главные премии на Международных кинофестивалях в Канне и в Западном Берлине, 1953), "Дьявольских душах" (1955) и навеянной Ф. Кафкой ленте "Шпионы" (1957), а в судебной драме "Истина" (1960) являлась соавтором сценария. Пятая картина стала экспериментальной, снятой в жанре кинонаблюдения за Пабло Пикассо, с которым Клузо был дружен более двадцати лет. "Тайна Пикассо" (1956, специальный приз на Международном кинофестивале в Канне; в 1984 французское правительство объявило этот фильм национальным достоянием), полюбившаяся и самому художнику, возникла благодаря изобретению уникальной техники рисунка, видимого с обратной стороны холста, позади которого, не мешая Пикассо, была установлена камера; Клузо и его оператору Клоду Ренуару (племяннику знаменитого художника) удалось запечатлеть сиюминутное рождение шедевров. В середине 1960-х годов он задумал ленту "Зло" — о фотографе, который обнаруживает преступление, но уничтожил сценарий, узнав о появлении "Блоу-ап" М. Антониони; впрочем, мотив этот был заявлен им еще в 1947 в криминальной драме "Набережная Орфевр" (премия Международного кинофестиваля в Венеции), где изображена женщина-фотограф, занимающаяся исполнением заказов для людей с перверсиями. Получивший широкое признание в США, во Франции Клузо был в должной мере оценен только после смерти: спустя два месяца после его кончины он был награжден почетным "Сезаром". Косвенное его влияние можно обнаружить лишь у режиссеров "постновой волны", пришедших в 1970-е годы: К. Миллера, А. Корно, Б. Блие и И. Буассе, а деятели "новой волны", ориентировавшиеся на гангстерское и криминальное кино из-за океана, не заметили Клузо. И только спустя много лет К. Берри снял "Уран", явно наследующий "Ворону", а К. Шаброль взялся заново осуществить незаконченный (прерван Клузо в 1964) проект "Ад". С. В. Кудрявцев.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009