Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


КЛИМОВ Элем Германович (р. 1933)

КЛИМОВ Элем Германович (р. 1933)
КЛИМОВ Элем Германович (р. 1933), российский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств России (1976). Фильмы: "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" (1964), "Спорт, спорт, спорт" (1971), "Агония" (1981), "Прощание" (1983), "Иди и смотри" (1985). В 1986-90 1-й секретарь правления Союза кинематографистов СССР. * * * КЛИМОВ Элем Германович (р. 9 июля 1933, Сталинград, ныне Волгоград), российский кинорежиссер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). В жанре комедии Окончил в 1957 Московский авиационный институт, в 1964 — ВГИК (мастерская Е. Л. Дзигана). Уже в студенческой работе "Жених" (1963) проявил себя как мастер эксцентрики, что с блеском подтвердил и в первом профессиональном фильме "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" (1964), сатирической комедии, в которой остроумно и зло высмеивался советский бюрократизм, проникший даже в сферу воспитания детей в пионерском лагере. Однако приемы гротеска и подчас пародийного вывертывания наизнанку заштампованных общественных ритуалов и идеологизированных норм советской морали пока еще не вызвали у властей такого резкого раздражения, как следующая работа "Похождения зубного врача" (1965). В ней наряду с эксцентрическими, порой провокационными моментами (например, ернически переосмысленные сцены из "Октября" С. М. Эйзенштейна) вполне в духе автора теории "монтажа аттракционов", ощутимо звучала уже трагикомическая, печальная интонация, что заставляло воспринимать фильм не в качестве повода для смеха, а как своеобразную притчу о ненужности таланта в унифицированном обществе. "Агония" Проект своего рода исторического лубка о пришествии во власть неграмотного сибирского мужика Григория Распутина, предложенный И. А. Пырьевым, тогдашним директором "Мосфильма", который (сам в прошлом комедиограф) как раз ценил склонность Климова к фарсу, должен был в какой-то степени спасти молодого режиссера от гнева более высоких инстанций. Но по иронии судьбы именно этот замысел оказался не только самым долговременным, но и многострадальным. Двадцатилетняя — от возникновения идеи до выхода картины "Агония" (1974-81, премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Венеции, 1982) в официальный прокат в 1985 — история борьбы Климова за отстаивание своего взгляда на эпоху крушения русской империи в целом и, в частности, убийство Распутина заслуживает уважения. Хотя трудно не признать, что вынужденная трансформация манеры подачи материала (от фарсово-эксцентрической, как в первых вариантах сценария, до формы историко-хроникальной драмы в окончательной версии) действительно расширила и углубила подход к неоднозначным событиям российской истории. С другой стороны, неизбежные (пусть и незначительные) уступки цензуре в трактовке предреволюционных веяний в российском обществе привели к тому, что парадоксально трагикомическая история возвышения "порочного старца", новоявленного Гришки Самозванца, была несколько смикширована при помощи обильного включения хроники и сцен, снятых под документальное кино. Вульгарный пароксизм и оккультная истерия агонизирующего строя разрешаются в оптимистически-трагедийном пафосе эпизодов, провозглашающих о неминуемости революции. И если на промежуточной стадии (например, в режиссерском сценарии 1973) этот крутой перелом в жизни нации был запечатлен в ряде ярких образных моментов, то в последней редакции 1981 неотвратимая поступь Великого Октября демонстрировалась благодаря более привычному ходу кинолетописи, смонтированной под трагически-бравурную музыку (вместо часто используемого Дмитрия Шостаковича — не менее нервно звучащий Альфред Шнитке). На переломе Трудные обстоятельства творчества, тяжелая личная потеря (гибель в 1979 в автокатастрофе жены, режиссера Ларисы Шепитько), а также сама атмосфера советского общества застойных лет все явственнее определили более трагическое мироощущение, свойственное Климову в последующий период. Документальная лента "Лариса" (1980, специальный приз на Международном кинофестивале в Мангейме, 1981), осуществленная взамен Шепитько картина "Прощание" (1982, выпуск — 1984, по "Прощанию с Матерой" В. Г. Распутина) и прежде всего "Иди и смотри" (1985, главный приз и премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Москве), еще один давний и сделанный опять же на упорном сопротивлении властям проект, ранее называвшийся "Убейте Гитлера", — все эти работы свидетельствуют уже о мрачном, безысходном, апокалиптическом взгляде режиссера. Перемена участи, случившаяся с рядом деятелей советского кино, находившихся в глухой оппозиции к режиму, поначалу была внешне благосклонной и к Климову, ставшему в 1986 на историческом (теперь этот историзм решительно оспаривается) V съезде Союза кинематографистов СССР его первым секретарем и пробывшему на этом посту до 1989. В этот период режиссер начал подготовку к реализации амбициозного замысла экранизации "Мастера и Маргариты" М. А. Булгакова. И хотя официальным поводом прекращения работы явилось отсутствие надлежащей финансовой поддержки со стороны западных кинокомпаний, а неофициальным — слух о действительно распространенном в среде творческих людей поверье относительно мистическо-роковых предзнаменований, связанных именно с этим романом, представляется также небезосновательным предположение, что сам Климов, утративший за три с лишним десятилетия свою яркую трагифарсовую манеру, осознал, что без этого браться за "Мастера и Маргариту" бесполезно. С. В. Кудрявцев.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009