Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


КАРЛФЕЛЬДТ Эрик Аксель (1864-1931)

КАРЛФЕЛЬДТ Эрик Аксель (1864-1931)
КАРЛФЕЛЬДТ (Karlfeldt) Эрик Аксель (1864-1931), шведский поэт. Фольклорная сочность и этнографическая конкретность в неоромантических стихах о шведском крестьянине: сборники "Песни о пустоши и любви" (1895), "Песни Фридолина" (1898), "Сад Фридолина" (1901). Литературоведческие сочинения. Нобелевская премия (1931). * * * КАРЛФЕЛЬДТ (Karlfeldt), Эрик (20 июля 1864 г. – 8 апреля 1931 г.). Нобелевская премия по литературе, 1931 г. Шведский поэт Эрик Аксель Карлфельдт родился в поселке Фолькерна, в Далекарлиа. Предки его были фермерами, а отец, Эрик Эрссон Карлфельдт, – юристом-самоучкой; мать, урожденная Анна Йансдоттер, вышла замуж за отца К., уже будучи вдовой. Детские годы К. прошли безмятежно в тихом сельском районе Центральной Швеции. Однако вскоре после поступления Эрика в Упсальский университет его отец разорился, вынужден был продать фамильное имение Толфмансгорден и вскоре умер. К. зарабатывал на жизнь частными уроками и закончил университет только в 1902 г. Проработав в течение года учителем, он получил место библиотекаря в Сельскохозяйственной академии в Стокгольме. В 1895 г. К. выпустил первый из шести поэтических сборников – "Песни о дикой природе и любви" ("Vildmarcks – och karleksvisor"). Как и в большинстве его произведений, в этих стихах описывается крестьянская жизнь в Далекарлиа, причем в обращении к языческому прошлому шведского крестьянства звучат мистические оттенки. В поэзии К., этнографически конкретной, глубоко лирической и традиционной по духу, сквозит ностальгия по простой жизни, по крестьянской культуре, которая постепенно исчезала из-за нарастающей индустриализации и урбанизации Швеции. Поэтические сборники "Песни Фридолина" ("Fridolins visor", 1898) и "Сад наслаждений Фридолина" ("Fridolins lustgard", 1901) получили свое название по имени Фридолина, лирического героя, за которым скрывается сам автор. Устами этого героя – полупоэта, полукрестьянина – К. говорит о себе как о человеке, который "с крестьянами изъясняется на языке простонародья и по-латыни – с образованными людьми". В сборник "Сад Фридолина" вошел цикл стихов "Настенная живопись Далекарлиа" ("Dalmalningar, utlagda pa rim") – самые оригинальные стихи поэта, в которых описываются традиционные народные рисунки на библейские и мифологические сюжеты, украшавшие стены крестьянских домов. Хотя К. никогда не переставал писать о Далекарлиа, его поэзия менялась, постепенно становилась более зрелой; безоблачность ранних стихотворений уступала место более сложным и неоднозначным по настроению, порой даже мрачным стихам. В 1904 г. К. был избран в Шведскую академию, а в 1907 г. вошел в состав Нобелевского комитета по литературе. В 1912 г. поэт был назначен постоянным секретарем этого комитета. Пока он занимал эту должность, ему несколько раз предлагали Нобелевскую премию, однако К. отказывался, ссылаясь при этом на свое положение в Академии, а также на то, что за пределами Швеции он был относительно мало известен. К. был первым, кто отказался от премии. К. редко писал прозу, чуть ли не единственные его прозаические произведения – это некролог шведскому поэту Густафу Фредингу, умершему в 1911 г., и речь при вручении Нобелевской премии Синклеру Льюису в 1930 г. На родине К. котировался высоко, но за пределами Швеции был малоизвестен. Его стихи трудны для перевода – в основном из-за большого количества разговорной идиоматики и архаизмов, передающих речь шведских крестьян. В 1916 г. К. женился на Герде Хольмберг, женщине моложе его на двадцать лет; у них было двое детей. К. скоропостижно умер в 1931 г., а спустя шесть месяцев после его смерти Шведская академия проголосовала за присуждение ему Нобелевской премии по литературе. Особенно активно ратовал за присуждение премии К. Натан Сёдерблюм, член Шведской академии и архиепископ Упсалы. Решение академии вызвало широкое недовольство, особенно в Швеции, в связи с чем пришлось напомнить, что, согласно правилам присуждения Нобелевской премии, посмертное награждение возможно в том случае, если кандидатура впервые выдвигалась еще до смерти лауреата. В результате семье К. была передана Нобелевская премия. "В эпоху, когда вещи ручной работы – большая редкость, – сказал в своей речи член Шведской академии Андерс Эстерлинг, – в мастерски отточенном языке карлфельдтовских стихов есть какая-то особая, если угодно, высоконравственная значимость. Особенно подкупает то, что поэт, черпавший свое вдохновение главным образом из исчезающего прошлого, в средствах выражения глубоко нетрадиционен, что он смелый новатор, тогда как модернисты нередко довольствуются лишь преходящей языковой модой". Американский литературовед Альрик Густафсон определил вклад К. в литературу следующим образом: "К. – один из величайших шведских поэтов. Его стихи отличаются продуманностью и изысканностью, солидным и в то же время исключительно образным мастерством... Поэтический стиль К. во многом традиционен, но это традиционность особенная". Американский переводчик Чарлз Уортон Сторк писал в 1940 г.: "Как никакой другой шведский поэт, К. близок к земле и народу... При всей его образованности его постоянными темами были земля и небо". В настоящее время, однако, К. за пределами Швеции никому не известен, его стихи практически недоступны, критики почти не уделяют ему внимания.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009