Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


ИВЕНС Йорис (1898-1989)

ИВЕНС Йорис (1898-1989)
ИВЕНС (Ivens) Йорис (1898-1989), нидерландский кинорежиссер-документалист. Фильмы: "Зейдер-Зе" (1930), "Песнь о героях" (1932), "Испанская земля" (1937), "Мы за мир!" (1952), "Сена встречает Париж" (1957), "17-я параллель" (1968). Международная Ленинская премия (1968), Международная премия Мира (1955). * * * ИВЕНС (Ivens) Йорис (18 ноября 1898 — 28 июня 1989), нидерландский режиссер, оператор. После службы в армии поступил в Роттердамский экономический колледж, где изучал право. В 1922-25 проходил курс фотохимии и практику на фабрике фотоаппаратуры фирмы "Цейс" в Германии. В 1927 стал одним из организаторов киноклуба "Фильм-лига" в Амстердаме, где исполнял обязанности секретаря и технического советника. Первые работы Ивенса обратили на себя внимание склонностью к документальному изображению реальности, близкому по эстетике французскому авангарду: "Мост" (1928), "Дождь" (1929), "Я — фильм" (1929). Знакомство с жизнью революционной России, где он провел по приглашению В. И. Пудовкина три месяца, произвело на него глубокое впечатление и сделало убежденным коммунистом на многие годы. Стремление к активному участию в социальном переустройстве мира определило пафос его кинематографического пути и личной жизни. Показательны место и время съемок его картин: "Песнь о героях" (1932) — Магнитка, Советский Союз; "Боринаж" (1933, с А. Сторком) — забастовка шахтеров в Бельгии; "Новая земля" (1934) — создание грандиозной дамбы в Голландии; "Испанская земля" (1937) — гражданская война в Испании; "Четыреста миллионов" (1938) — японская агрессия в Китае. Во время Второй мировой войны живет в США и монтирует фильмы о битве с фашизмом ("Наш русский фронт", 1941, с Л. Майлстоуном), "Тревога" / "Боевой пост 4" (1942), "Познай своего врага — Японию" (1945, с Ф. Капрой) и др. В 1945 создает фильм о борьбе за независимость индонезийского народа и солидарности с его борьбой трудящихся Австралии "Индонезия зовет". В последние годы активно сотрудничал с движением сторонников мира. Он снимает ленты о Восточной Европе — "Первые годы" (1947), о конгрессе сторонников мира в Варшаве — "Мир победит во всем мире" (1950, с Е. Боссаком), о Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине — "Мы за мир!" (1952, с И. А. Пырьевым) и др. В фильме "Песня великих рек" (1954) публицистическая идея единения всех трудящихся мира облечена в форму волнующей эпической поэмы, снятой более 40 операторами по всей планете. Вместе с А. Кавальканти руководит съемками игрового фильма о судьбе женщин в современном мире "Роза ветров" (1956), а с Ж. Филипом ставит фильм "Приключения Тиля Уленшпигеля" (1956) по роману Ш. де Костера. Был удостоен Международной премии мира (1955), Международной Ленинской премии (1958). Особое место в творчестве Ивенса занимает поэтическая лента "Сена встречает Париж" (1957, отмечена на фестивале в Канне), с ее экспрессивной монтажной формой, чтением стихов Ж. Превера за кадром. Ивенс был не только создателем, но и миссионером документального кино, по его словам, "документальный фильм — это совесть киноискусства". Он читал лекции в США в 1930-е годы, после войны много преподавал в киношколах Польши, ГДР, на киностудиях в Китае, в киноклубах Италии. В 1960 Ивенс снимает фильмы в Италии — "Италия — не бедная страна", в Мали — "Завтра в деревне Нангила". Он работает на Кубе — "Вооруженный народ" (1961), "Путевой дневник" (1961), во Вьетнаме — "Небо — земля" (1965), новелла для фильма "Далеко от Вьетнама" (1967), "17–я параллель" (1968, с М. Лоридан), создает лирические репортажи "В Вальпариасо" (1963), "Мистраль" (1965), "Роттердам — европейский порт" (1966) и др. В конце 1970-х — начале 1980-х годов работал в Китае. Последний фильм — "История ветра" — снимался с его участием в Китае в 1988. Г. С. Прожико.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009