Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


ЗАППА Фрэнк (1940-93)

ЗАППА Фрэнк (1940-93)
ЗАППА (Zappa) Фрэнк (полное имя Фрэнсис Винсент) (21 декабря 1940, Балтимор, шт. Мэриленд - 4 декабря 1993), американский джазовый музыкант (гитара, вокал), композитор, аранжировщик, руководитель ансамбля, бэндлидер. Потомок европейских эмигрантов (отец греко-арабо-сицилийского происхождения, по профессии химик). Из Балтимора переехал с семьей в Калифорнию, посещал в Сан-Диего высшую школу. Проявил интерес к ритм-энд-блюзу, современному джазу и академическому музыкальному авангарду. В начале 1950-х годов учился на курсах современной музыки в Дармштадте (ФРГ) - одном из главных центров европейского авангардизма. Из-за радикализма музыкальных пристрастий и склонности к "протестантскому" поведению не ужился с родителями, ушел из дома и начал выступать в танцевальных оркестрах смешанного состава (с неграми и мексиканцами). Позднее руководил собственными группами. В 1964 организовал в городе Помона (Калифорния) экспериментальную группу, которая, приобретя широкую известность, была признана, по оценкам прессы, "самой радикальной и самой зрелищной в США". С 1968 Заппа работал и как студийный музыкант-аутсайдер, а кроме того, как продюсер грамзаписей (в этом качестве оказал поддержку многим некоммерческим ансамблям андерграунд-рока, молодым новаторам и нонконформистам). В начале 1970-х годов привлек к участию в своей группе талантливый пародийно-эксцентрический вокальный рок-дуэт Leeh & Eddie (Ховард Кэйлан и Марк Волмен). В 1973-74 проводил многочисленные лайв-сейшны (концерты-представления для "живой" записи в зале) и хэппенинги, собирая таким способом материал для последующих записей. Создал ряд кинофильмов и клипов (некоторые из них произвели сенсацию и были предметом острых дискуссий в музыкальной печати, например, "Two Hundred Moteis", 1971). Сотрудничал с различными музыкантами современного джаза и рока (в частности, с Жаном-Люком Понти, Майком Ратледжем, Эйнсли Дабаром). Разносторонне одаренный музыкант и автор текстов к вокальным композициям. Один из первых и самых значительных представителей американского джаз-рока и фьюжн-мьюзик (эксперименты в области синтеза современного джаза, неконвенционального рока и академического авангарда). Тяготел к сплаву многообразных, порой весьма разнородных стилевых компонентов (Варез, Кейдж, Стравинский, Прокофьев, Вейль, Майлс Дэвис, Гил Эванс, Джон Маклифлин). Широко использовал идеи тэйп-мьюзик ("конкретной музыки"), технику звукового коллажа, электронный саунд, свободную импровизацию, приемы препарации звука, кино- и телепроекционные средства, всевозможные световые и цветовые эффекты, театрализацию (например, принцип полисценического действия, движущиеся макеты-роботы, трюковые пространственные перемещения участников и тому подобное). В содержательном плане проявил очевидную склонность к эксцентрике, гротеску и пародии, сюрреалистической символике, антибуржуазности (в сочетании с пропагандой политической анархии), грубоватому эротическому натурализму и вместе с тем наивно-романтическому мировосприятию, к шокированию и одновременно морализации. Пользуется известностью и как соло-гитарист с ярко индивидуальной манерой игры. В. Ю. Озеров.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009