Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович (1785-1845)

ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович (1785-1845)
ЖИЛЯРДИ (Джилярди) Дементий (Доменико) Иванович (1785-1845), российский архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, в 1810-32 работал в России. После пожара 1812 в Москве восстановил здание университета (1817-19), перестроил Опекунский совет (ныне Российская АМН, 1823-26), усадьбу Кузьминки (1820-е гг.); дома-усадьбы Луниных (1818-23), Усачевых - Найденовых (1829-31) и др. * * * ЖИЛЯРДИ (Джилярди) (Gilardi) Дементий Иванович (Доменико) (1785, Монтаньола, близ Лугано, Швейцария — 28 февраля 1845, Милан), архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, в 1810-32 работал в России. Потомственный архитектор. Родился в семье потомственного архитектора И. Д. Жилярди. Учился у отца, затем в миланской Академии художеств (1804-06). До 1810 изучал архитектуру в Италии, после возвращения в Москву был зачислен в штат архитектора Воспитательного дома в качестве его помощника. Туда же на службу поступил и Афанасий Григорьев, с которым Жилярди связывала давняя дружба. В августе 1812, когда войска Наполеона подходили к Москве, Доменико Жилярди вместе со служителями и старшими детьми был эвакуирован в Казань, вернулся осенью того же года. Его отец оставался в захваченной французами Москве охранять Воспитательный дом и детей, которых не успели эвакуировать. После отъезда в 1817 Жилярди-отца в Швейцарию Дементий Иванович становится старшим архитектором ведомства Московского Воспитательного дома. Работая по застройке послепожарной Москвы, создал ряд монументальных общественных зданий в стиле московского ампира, сыгравших значительную роль в формировании архитектурного облика города. С 1830 почетный член петербургской Академии художеств. Основные постройки. Первой крупной работой Жилярди стал проект восстановления здания Московского университета (1817-19), обгорелый остов которого после Отечественной войны 1812 года пять лет стоял в центре Москвы. С исключительным мастерством выполнил зодчий актовый зал, в котором 5 июля 1819 состоялось торжественное открытие восстановленного здания, и главный портик с каннелированными колоннами дорического ордера. Работал над восстановлением также сгоревших во время войны зданий Вдовьего дома на Кудринской площади (1818-23) и Екатерининского института (1826-27). В начале 1820-х гг. Жилярди было поручено проектирование и строительство здания Опекунского совета Воспитательного дома (ныне Президиум АМН России; 1823-26). Эта работа была выполнена совместно с А. Г. Григорьевым. Первоначально ансамбль состоял из главного здания и двух флигелей, но спустя 20 лет (в 1846) постройки были объединены в одно здание учеником Жилярди архитектором М. Д. Быковским. Значительной работой Жилярди в эти годы была и перестройка усадьбы генерала П. М. Лунина на Никитском бульваре (1818-23). Зодчий создал изящную асимметричную композицию, состоящую из трех отдельных зданий, образующих единый живописный ансамбль. Одновременно с работами по ведомству Воспитательного дома Жилярди строил Слободской дворец (1827-30), дом С. С. Гагарина (1820-е гг.), ансамбль усадьбы Усачевых-Найденовых (1829-31) и др. К числу наиболее известных работ архитектора относится и усадьба Кузьминки под Москвой, где, кроме Жилярди, работали и другие зодчие. Среди множества построек выделяется Центральный павильон Конного завода (1820, при участии А. Г. Григорьева, скульпторы П. К. Клодт, Г. Т. Замараев), решенный в виде большой ниши-экседры, на фасаде которой установлен портик дорического ордера. Последняя постройка Жилярди в России — усыпальница представителей знаменитого рода графов Орловых — В. Г. Орлова, который скончался в 1831 в родовом имении Отрада. Мавзолей решен в виде традиционного храма-ротонды, где устремленное ввысь торжественное центральное пространство сочетается с низкими обходными галереями. Строительство затянулось и было окончено только в 1835, после отъезда зодчего на родину. Жилярди проявил себя и крупным мастером садово-парковой архитектуры. В 1832 в надежде поправить здоровье вернулся в родную Швейцарию; умер в Милане в 1845, похоронен вблизи Монтаньолы. В. А. Резвин.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009